А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Поучение Владимира Мономаха - сочинение


"Повесть временных лет" можно считать произведением переходным от духовной литературы к светской. Первым нашим светским писателем является князь Владимир Мономах, написавший замечательное "Поучение" своим детям.

В лице Владимира Мономаха перед нами встает идеальный образ древне-русского князя-христианина. Мы знаем, какую роль миротворца Владимир Мономах ипрал среди своих родственников — князей; ему принадлежит инициатива Любеч-ского съезда, на котором князья целовали крест, обещая прекратить раздоры ("которы"). Но немногие из князей сдержали свое слово, мы знаем, что некоторые из "братьи" послали послов к Владимиру, уговаривая его, вместе с ними, восстать на смоленских князей (Ростиславичей), чтобы выгнать их из их волости. Именно после этого посещения послов, которым Владимир ответил, что не может он "креста преступити", т. е. нарушить крестного целования, огорченный вероломством "братии" своей, Мономах берет Псалтирь, ища утешения в чтении псалмов, и, раскрыв книгу наугад, читает стих из псалма 42-го — "Вскуе печалуеши, душе? вскуе смущаещи мя?" Чтение этого псалма и навело Владимира Мономаха на мысль написать свое "Поучение".

Владимир говорит, что пишет свое поучение "седя на санех", — "на далече пути". Эти слова можно объяснить двояко. В те времена был обычай хоронить, т. е. везти тело покойника на кладбище, — на санях во все времена года, так что "седя на санех" можно понять, как выражение — у дверей гроба, т. е. — пегзед самой смертью. Но можно также думать, что Мономах действительно находится в пути, куда-то ехал, когда писал свое "Поучение".

Все поучение проникнуто религиозным духом. Глубоко и серьезно смотрит Владимир на религиозные обязанности человека. Сам он — светский человек, князь, а по взглядам своим приближается к монашествующим подвижникам. Он говорит своим детям о ежедневном посещении церковных служб, о молитве, — беспрестанной молитве. Молитву Мономах считает самым важным делом в жизни; он говорит своим сыновьям, что даже в походе, сидя на конях, нужно молиться; если не знаешь наизусть никаких молитв, то хотя бы повторяй про себя: "Господи помилуй!" Эту молитву знает всякий: "аще и на кони ездячи", и — "иных молитв не умеете молвити, а "Господи помилуй" зовете беспрестани втайне, та бо есть молитва всех лепши, нежели мыслити безлепицу ездя".

Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, был великим князем в Киеве от 1113-го до 1125-го года.


 
Дальше он говорит, что есть три добродетели, которыми можно победить дьявола: покаянием, слезами и милостынею. — "То, дети мои, не тяжка заповедь Божья, може теми делы тремя избыти грехов своих и царствия не лишитися. А Бога деля (ради) не ленитися, молю вы ся, не забывайте трех дел тех". Говоря об обязанностях правителя, Мономах рисует своим детям идеальный образ князя-христианина, каким он сам и был. Князь должен постоянно и самоотверженно заботиться о вверенном ему народе, или о своих подчиненных, со справедливостью и милосердием относиться ко всем равно, не взирая на различие состояния. Как в мирное время, так и во время войны, на походе, князь должен во все вникать сам, не полагаясь ни на кого из дружины, сам за всем смотреть. Таким образом, обязанность князя — быть как бы первым слугой своей страны, своего народа. — "На войну вышед, не ленитеся, не зрите (т. е. — не надейтесь) на воеводы". — "И стороже сами наряживаите, и ночь отвсюду нарадивше около вой тоже лязите, а рано встанете, а оружья не снимайте с себе". Мономах безусловно отрицательно относится к смертной казни: "ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убить его; аще будет повинен смерти, а душа не погубляйте никакой же хрестьяны". Иностранцев он советует принимать ласково и приветливо: они в чужие страны добрую молву разнесут. Русские люди всегда хорошо относились к иностранцам. Описывая распределение дня князя, Мономах говорит, что вставать надо при восходе солнца, молиться, посещать заутреню; потом надо "думать с дружиною", или судить приходящих к нему с жалобою людей. После обеда в полдень нужно отдохнуть: "спанье есть от Бога присужено полудне", — "почивает и звфь, и птицы, и человецы". Охота ("лов") также входит в число обычных занятий князя. В то время в лесах и степях было





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Поучение Владимира Мономаха. Поищите еще с сайта похожие.

Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Поучение Владимира Мономаха, Другие сочинения по зарубежной литературе