А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Своеобразие английского «женского» романа Бронте «Джен Эйр» - сочинение



Наиболее характерными признаками «женских» текстов считались автобиографичность, сюжет («история молодой девушки») и тематика («борьба женщины со своим сердцем»). Как уже отмечалось, критики различной ориентации нередко рассматривали романы английских писательниц с диаметрально противоположных позиций в зависимости от принятой системы ценностей, но в одном они были единодушны: такой сюжет и такая тематика типологически соотносимы лишь с произведениями женского пера. Основное внимание привлекали эпизоды, соответствовавшие данной установке. Так, в рецензии на роман «Джейн Эйр» Дружинин рассматривал торнфилдскую часть романа не только как центральную, но и как единственно значимую, поскольку именно здесь семнадцатилетняя воспитанница ловудского института сходится наконец лицом к лицу с действительностью. Как известно, в Торнфилде Джейн встречает Рочестера и именно там завязывается любовная интрига, составлявшая, по мнению критика, основное содержание и смысл жизни героини.  

Героиня Бронте, естественно, оказалась более приемлемой для русской критики, чем героиня Элиот, поскольку она больше соответствовала доминировавшему представлению о «женщине страдающей», ждущей или ищущей своего избавителя. Ее страдания не только более очевидны, но и вполне типичны с точки зрения мужского дискурса: это прежде всего страдания любовные, «борьба женщины со своим сердцем». Все усилия героини в конечном счете направлены на разрешение любовной коллизии. Мужчина выступает и как источник страданий, и, что значительно важнее, как избавитель; счастливый брак героя и героини - реальный или воображаемый - должен вознаградить ее за долготерпение. Разумеется, это не совпадало с авторским замыслом, но именно так «прочитывались» романы Бронте русской критикой и такое понимание предлагалось общественности.

Центральное место в творчестве Шарлотты Бронте занимает роман “Джен Эйр” (Jane Eyre, 1847). В нем писательница выступает пламенной защитницей женского равноправия, пока еще не политического (избирательных прав для женщин не требовали даже чартисты), но равенства женщины с мужчиной в семье и в трудовой деятельности. Общий подъем чартистского движения в 40-е годы выдвинул среди других важных проблем современности и вопрос о бесправном положении женщины. Не будучи официальной участницей борьбы за женскую эмансипацию и даже отрицая в письмах феминистские тенденции своего творчества, Шарлотта Бронте избегла многих отрицательных сторон феминизма, но до конца осталась верна прогрессивному и несомненному для нее принципу равенств полов.   

В решении женского вопроса, как и в литературном творчестве, Бронте сближалась со своей любимой писательницей Жорж Санд, которая в 40-е годы пришла к выводу, что спасение для женщины - не только в праве на свободу и равенство в любви, но и в упорном самостоятельном труде. Подобно Жорж Санд, Ш Бронте не отделяет судьбу и борьбу женщины от судьбы неимущих, угнетенных классов: ее героиня подвергается обидам и унижениям, прежде всего потому, что она бедна. В душе Джен Эйр живет стихийный протест против социального угнетения. Еще в детстве Джен открыто восстает против своей богатой лицемерной тетки и ее грубых, избалованных детей.

Став воспитанницей сиротского приюта, она в беседе с Элен Бернс высказывает мысль о необходимости сопротивления. “Когда нас бьют без причины, мы должны отвечать ударом на удар - иначе и быть не может - притом с такой силой, чтобы навсегда отучить людей бить нас!”  Этот дух протеста и независимости ни на минуту не покидает Джен Эйр и придает ее образу живое обаяние; он определяет многочисленные конфликты, в которые она вступает с окружающей ее средой.


 
Самое объяснение Джен в любви принимает характер смелой декларации о равенстве: “Или вы думаете, что я автомат, бесчувственная машина?.. У меня такая же душа, как у вас, и безусловно такое же сердце!.. Я говорю с вами сейчас, презрев обычай и условности и даже отбросив все земное!”. На вершине счастья, будучи невестой любимого человека, Джен Эйр сохраняет самообладание и трезвость. Она стоит на страже не только своей чести, но и своей независимости. Ее пугает опасность превращения в рабыню, в игрушку мужа. Джен Эйр отвергает роскошные подарки жениха, упорно напоминает ему о том, что она бедна и некрасива, и продолжает выполнять обязанности гувернантки. Гордая в самой скромности, она свято дорожит своим личным человеческим достоинством. Жажда самостоятельного честного труда и независимости - одна из самых привлекательных черт героини. Интересно проследить, как стихийное возмущение против лицемерного буржуазного мира заставляет иногда Бронте, верующую дочь священника, восставать против мертвящей морали англиканской церкви. Наиболее отталкивающий образ в романе - священник Брокльхерст, попечитель приюта и, в сущности, истязатель девочек-сирот в Ловудской школе. Рисуя этот образ, Бронте прибегает к сознательному заострению отрицательных черт, к приемам гротеска. Другой представитель духовенства, Сент-Джон, вызывает у читателя не меньшее отвращение, хотя Бронте часто упоминает об идеально правильных чертах его лица, о его внешне безукоризненном поведении. Это педант и фанатик, приносящий все живые чувства и человеческие отношения в жертву своему воображаемому “религиозному долгу”. Душевная черствость Сент-Джона сочетается с крайним лицемерием. Он предлагает Джен Эйр брак без любви и совместную миссионерскую деятельность в Индии, прикрываясь фразами о высшем христианском долге. Но для него это лишь способ приобрести покорную и безропотную подругу, в этом сказывается проявление сухого эгоистического расчета. Недаром Джен Эйр отвечает ему гневной отповедью. Она говорит, что презирает и его самого и его любовь. Противопоставление бескорыстного и пылкого чувства Рочестера лицемерным и ханжеским рассуждениям миссионера, разоблачение тупого фанатизма и бессердечия в образе Сент-Джона говорят о большой смелости и честности Шарлотты Бронте. Но писательница не в состоянии преодолеть полностью своих религиозных иллюзий и несколько идеализирует “призвание” миссионера. Образ Сеит-Джона противоречив. В романе “Джен Эйр” критика жестокого и лицемерного буржуазно-аристократического общества звучит с полной силой. Поистине страшны картины Ловудского приюта, где девочек-сирот воспитывают самыми бесчеловечными методами. Эта система воспитания приводит к тому, что наиболее слабые дети погибают; так погибает кроткая, одаренная Элен Бернс. Более выносливым и крепким внушают дух покорности и ханжеского смирения. Правдиво показано бессилие благородной и умной мисс Темпль, которая лишь считается начальницей приюта, но вынуждена терпеть издевательства богатых попечителей над ее ученицами. Так Бронте раскрывает бесправное положение интеллигенции. С едкой иронией Бронте рисует светское общество, собравшееся в замке мистера Рочестера, жестокость, эгоизм и внутреннюю пустоту аристократки Бланш Ингрэм, охотящейся за богатым женихом, и ей подобных. Буржуазное семейство Рид обрисовано скупыми штрихами, но с суровой и беспощадной правдивостью. История главного героя, Рочестера, носит резко разоблачительный характер. Это трагическая история человека, сначала ставшего жертвой гнусной торговой сделки между двумя богатыми семьями, а потом прикованного на всю жизнь к душевнобольной женщине. Шарлотта Бронте выступила здесь против английских законов о семье и браке и тех денежных расчетов, которые разъедают и губят буржуазную семью. Одиночество человека в мире собственников, полное равнодушие окружающих к его личным достоинствам и переживаниям, остается постоянной темой творчества Бронте. В романе это трагическое ощущение заброшенности и одиночества становится уделом больного, обедневшего и ослепшего Рочестера и самой Джен, покинувшей его замок. Особенно характерны в этом отношении испытания неимущей и никому не нужной Джен, которая, потеряв свои скромные сбережения, скитается без гроша в кармане по большим дорогам; ей приходится ночевать в поле, под стогом сена; никто не впускает ее под кров; она тщетно пытается добыть хотя бы кусок хлеба в обмен на свой шейный платок. В стране, кишащей безработными и бездомными, всякий бедняк возбуждает враждебное подозрение сытых людей и равнодушно обрекается на голодную смерть. Ш Бронте выступает в романе “Джен Эйр” и как тонкий психолог, умеющий раскрыть самые сложные душевные движения, и как незаурядный мастер пейзажа. Она подмечает все характерные черты родного йоркширского ландшафта, порою унылого и хмурого, затканного дождем, порою залитого лунным или солнечным светом. Одним из основных художественных достоинств романа “Джен Эйр” и залогом его успеха была та сила чувства, которой пронизаны речи и поступки Джен Эйр и Рочестера. Здесь подлинный реализм сочетается с революционно-романтической традицией Байрона и Шелли. Даже передовые английские писатели того времени редко решались на такое смелое изображение страстной любви.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Своеобразие английского «женского» романа Бронте «Джен Эйр». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Своеобразие английского «женского» романа Бронте «Джен Эйр»
Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Своеобразие английского «женского» романа Бронте «Джен Эйр», Другие сочинения по зарубежной литературе