А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сказание о Мамаевом побоище Задонщина Епифаний премудрый - сочинение


К самому концу ХIV-го и к началу ХV-го века относятся два произведения, описывающие Куликовскую битву, самое большое и важное событие эпохи татарского ига, показавшее русским людям, что есть надежда и возможность освободиться от ненавистной татарщины. В летописи мы находим сухой исторический рассказ этого события, литературно же оно отразилось в "Сказании (или Поведании) о Мамаевом побоище" и в "Задонщине". Оба эти произведения написаны определенно под влиянием "Слова о полку Игореве". Они напоминают его по своему плану, строению; в некоторых местах видно просто подражание, иногда даже — бессмысленное. Так, например, "Слово" начинается с обращения к "вещему Бояну", — в "Сказании о Мамаевом побоище" обращаются к какому-то Урану: "се поведай, Уране, како случися на Дону"... Кто был этот Уран — совершенно неизвестно.

Но, в противоположность "Слову", "Сказание" или "Поведание о Мамаевом побоище" проникнуто религиозным, христианским духом. Князь Дмитрий Иоаннович изображен прежде всего благочестивым, глубоко верующим человеком. Описывается посещение князем преп. Сергия Радонежского, который благословляет и воодушевляет его на битву. В параллель "плачу Ярославны" в "Поведании" есть плач княгини Евдокии, жены князя Дмитрия; только в "Слове" Ярославна обращается с мольбой к силам природы, а княгиня Евдокия молится Богу.

В "Поведании" есть анахронизмы, показывающие, что написано оно не современником Куликовской битвы. Так, например, говорится, что Дмитрий Донской молился перед выступлением из Москвы у образа Владимирской Божией Матери: на самом деле, образ этот был перенесен в Москву гораздо позднее.

Некоторые места "Поведания" очень красивы, встречаются поэтические описания. Лучше всего то место, когда, перед битвой, боярин Волынец вместе с князем выезжает в поле "брать приметы". Припав к земле, они слушают и слышут, что земля как бы плачет на два голоса: один голос — скорбный, другой — радостный; из этого они заключают, что русские победят, но с тяжелыми потерями. "Поведание" передает много подробностей битвы, но язык повести тяжелый витиеватый, нет художественной сжатости и силы "Слова о полку Игореве".

Другая повесть о Куликовской битве — "Задонщина".

Возможно, что эти два произведения являются переработкой одно другого, возможно также, что написаны они самостоятельно. Автором "Задонщины" считают Софрония, родом ря-занца, бывшего свидетелем битвы. Но и в Задонщине есть анахронизмы, исторические неточности; так, например, в Задонщине говорится, что союзником Мамая был литовский князь Ольгерд, который, на самом деле, умер за 3 года до Куликовской битвы.


 
В Задонщине еще больше, чем в Поведании, чувствуется подражание "Слову о полку Игореве". Вместо Бояна автор обращается к "вещему боярину", не разобрав, очевидно, того, кто такой был Боян. Известную фразу, дважды повторяющуюся в "Слове": "о, русская земля, уже ты за шеломенем еси!" (о, русская земля, ты уже за холмом) автор растолковал по своему: выражение "за шеломенем" он перевел — "за Соломоном": "земля еси русская, как еси была доселе за царем за Соломоном, так буди и нынеча за князем великим Дмитрием Ивановичем". "Задонщина" короче "Поведания", в ней меньше подробностей, но язык ее лучше, проще Поведания. Чувствуется большое патриотическое воодушевление по поводу национальной победы русских над татарами. Очень красива и торжественна картина прощания князя Дмитрия со своими убитыми воинами, усеявшими Куликово поле. После битвы князь и воевода "стали на костех". "Грозно и жалостно, братие, в то время смотрети, еже лежат трупы христианские у Дона великого на березе, аки сенные стоги, и Дон река три дни кровию текла". Прощаясь с падшими в бою, князь Дмитрий сказал: "братия, князи и бояре и дети боярские! То вам сужено место меж Доном и Днепром, на поле Куликовом, по речке Непрядве; и положили есте головы своя за святыя церкви, за землю Русскую, за веру христианскую. Простите мя, братия, и благословите!" Исторически, между прочим, это место — неверно. Известно, что во время Куликовской битвы князь Дмитрий был серьезно ранен, его увезли в тяжелом состоянии и он, конечно, не мог держать эту речь убитым воинам. Но историческая неточность не умаляет красоты этой сцены. Таким витиеватым стилем написаны Епифанием Премудрым жития св. Стефана Пермского и преп. Сергия Радонежского. В житии святого Стефана Епифаний рассказывает, как этот святитель боролся с язычеством в пермском краю, боролся с волхвами, как победил народ своей глубокой верой и смелостью духовной; пермяки, уверовавшие во Христа и крестившиеся, любили св. Стефана и плакали, когда Москва отняла у них любимую их святыню, — мощи святителя ("плач пфмских людей"). Епифаний Премудрый был человек талантливый и, несмотря на некоторую витиеватость слога, его жития имеют много литературных достоинств. Им же составлено житие преп. Сергия Радонежского, которое потом было переделано Пахомием Сербом. Пахомий переселился из Сербии в Россию при великом князе Василии П-м. Он пользовался известностью искусного писателя. Архиепископ Новгородский пригласил Пахомия в Новгород, где он долго жил, написал и переделал множество житий, главным образом — святых подвижников Новгородской области.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сказание о Мамаевом побоище Задонщина Епифаний премудрый. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Сказание о Мамаевом побоище Задонщина Епифаний премудрый
Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Сказание о Мамаевом побоище Задонщина Епифаний премудрый, Другие сочинения по зарубежной литературе