А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сухомлинский о работе над словом - сочинение

Для возрождения Украины, национального сознания народа, науки и культуры, большое значения имеет творческое наследство выдающихся педагогов и методистов. Весомый вклад в развитие методики украинского языка сделал Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). Педагог действительно народен, глубоко национален, Сухомлинский при всей разнообразности интересов и энциклопедичности знаний был прежде всего учителем украинского языка и литературы.

Главное задание словесника, по его убеждению, - это воспитать у ребенка любовь к родному языку. Учитель должен сделать родное слово основой духовного мира ребенка. Ведь родной язык - это на всю жизнь, потому нужно знать, беречь, обогащать его. В своей записной книжке В.Сухомлинский записывает: «Два родных языка - это так же бессмысленно, если бы мы пытались представить, что одного ребенка родили две матери. У ребенка есть одна мать. Родная. До смерти. До последнего вздоха». Этими словами выдающийся педагог выразил свое педагогическое кредо.

Методическое наследство В.Сухомлинского достаточно многогранно и глубоко: он касается проблем формирования языковой культуры как учеников, так и учителей-словесников, конкретных методических вопросов относительно разных языковых уровней.

Вся педагогическая деятельность ученого направлялась на то, чтобы «животворный источник - богатство родного языка - был открыт для детей с первых шагов их жизни». Во многих его трудах («Слово родной речи», «Источник бессмертного колодца», «Родное слово», «Слово, о слове», «На трех китах») находим ответы на актуальные вопросы: как научить ребенка воспринимать, понимать слово и удачно использовать его в устном и письменном изложении.

Кто сердцем чувствует слово и может передать самые тонкие оттенки человеческой мысли и переживания, тот поднимается на ступеньку высокой человеческой культуры. И наоборот, низкая языковая культура обедняет духовный мир людей. Из живой мысли и слова «началось становление людей: мысль, воплощенная в слово, подняла нас над природой, над всеми вещами и явлениями, над эпохами и столетьями. Слово впитало в себя самые тонкие порывы наших чувств; в нем отметилась душа, обычаи, традиции, радости и боли народа - все его духовные ценности, сотворенные веками».

Овладение культурой слова является непременным условием успешной учебы и умственного развития ребенка. Слово и мысль неразрывно связаны. Когда ученик учится выражать мнение, он стимулирует и мышление. Выражение мысли словом дает возможность углубляться в суть познаваемого.

Между тем мы нередко забываем о важнейшем источнике знаний - окружающей среде, вынуждаем детей зубрить, подавляя их мысль, забываем то, чему учили Песталоцци, Ушинский. Сухомлинский советует вести детей к неисчерпаемому и вечно новому источнику знаний - в природу: в сад, в лес, на берег реки, в поле. Обращать внимание на самые тонкие оттенки цветов, звуков, движений. Раскрыть детям человеческий труд как творчество. Все это должно отображаться в слове.


 
В Павлиский школе посвящались специальные уроки таким словам, как заря, вечер, степь, полет, река, журчит, мерцает, гремит… Сухомлинский требовал от учеников кропотливой работы над словом, его значению и эмоциональным окраске. Он отмечал то, что чувствительность к содержанию и красоте языка «производится тогда, когда человек понимает и чувствует игру слова: его внутреннее смысловое богатство, эмоциональная расцветка». Красоту слова особенно можно почувствовать в поэзии. Увлекаясь стихотворением или песней, дети слышат музыку слова, пронимаются самыми тонкими эмоциональными оттенками родного языка. Школьник получает большое наслаждение, повторяя слова, которые запали ему в душу. Сухомлинский стремился, чтобы дети чувствовали и переживали музыку поэтического слова. На лоне природы в те минуты, когда мальчики и девочки были очарованы красотой окружающего мира, он читал им стихотворения. «Однажды мы вышли в поле; перед нами открылся замечательный вид на пруд, в глубине которого трепетало отражение ив. Я прочитал детям строки из стихотворения Тараса Шевченко: * Тихонько ветер веет * Степи, ланы, мечтают * Между оврагами, над прудами * Ивы зеленеют…» Дети повторяли за учителем, воспринимая живой словесный образ. Наслаждаясь красотой увиденного, старались высказаться так, чтобы зазвучала мелодия слова. В такие минуты душа ребенка пронимает поэтическое настроение. Дети ищут и находят слова для высказывания своих чувств, мыслей, переживаний. Растрогать сердце ребенка - значит открыть еще один животворный источник мысли. «Сила этого источника в том, - говорил Сухомлинский, - что слово отбивает не только предмет, явление, дает им определение в человеческом языке, но и воплощает глубоко личные восприятия, чувства, переживания».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сухомлинский о работе над словом. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Сухомлинский о работе над словом
Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Сухомлинский о работе над словом, Другие сочинения по зарубежной литературе