А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Творчество Руми - сочинение

 Руми в странах Востока почтительно называют «Моуляви», или «Моуляна», т.е. - «наш учитель». Этот эпитет настолько общеизвестен, что к нему не прибавляют ни одного другого имени поэта. Зовут его Джалалиддин, а его прозвище (географическая атрибуция) - или Балхи (по месту рождения), или Руми (т.е. румынский, малоазийский) - по месту, где поэт постоянно жил и умер.

Руми родился в 1207 г., за несколько лет до нашествия орд Чингисхана на земли Средней Азии и Ирана. Вероятно, именно из-за этого нашествия его отец, известный законодатель Бахаидцин, и покинул родной город Балх, эмигрировав в Малую Азию, не захваченную монголами, где и прожил остаток жизни в Иконийском султанате, продолжая учить мусульманское религиозное право - шариата и суфизма. С отцом в Конье был и юный Руми. Он в скором времени превзошел своего отца в учености и знаниях в разных областях науки. Постигнув учение суфизма, он стал одним из его адептов, вдохновителем особого суфийского братства, которое назвали в его честь «Моулявия». Важнейшим событием в жизни юного поэта и мыслителя было знакомство со странствующим дервишем, малограмотным, но экзальтированным мистиком Шамсом из Табриза, учением которого он чрезвычайно пришел в восхищение. Это вызвало недовольство многочисленных учеников Руми. Как-то, как считают, один из учеников, приревновав учителя к дервишу, убил последнего. Горю Руми не было границ. Он заключил большой поэтический сборник «Большой диван «(«Диваны кабир») в честь Шамса Табризкого. Этот диван так и называют: «Диван Шамса». Настолько большой была любовь Руми к дервишу, что собственное имя он растворил в имени Шамса, слившись с ним душой. Для Руми это еще и отвечало и духу его концепции, слияние человека через посредничество совершенного суфия с Богом.

Стихи, которые вошли в «Диван Шамса», овиты вуалью иносказания, мистической символики и исключительно музыкальные. Мелодичность газелей и од выполняет у Руми двойную функцию. С одной стороны, целиком явную: звуковыми повторами, умышленным однообразием, музыкантом и чарами слова доводить слушателей до положения экстаза, т.е. служить прямым элементом радения. Во-вторых, музыкальность его поэзии оказывала содействие пробуждению специфического эмоционального состояния. Глубокую характеристику мистической диалектики в «Диване» дал русский исследователь М. Занд: «Лирика Руми - чрезвычайно сложный философско-психологический комплекс, в котором можно выделить несколько довольно тесно переплетенных и даже взаимопроникающих составных частей. Основная философская характеристика этого комплекса - диалектичность: утратив Шамса в макрокосме материального мира, поэт находит его в микрокосме своей души. И этот найденный поэтом в себе наставник диктует ему его песни, а сам Руми уже выступает их передатчиком - рави. Но это и его собственные песни, поскольку они возникли в его душе… Стремление к абсолютной тождественности с Шамсой и является для Руми стремлением к постижению божественной истины через растворение, отождествление себя с ней, что вместе с тем и есть путем познания себя…» Об этом, в частности, и речь идет в одной из газелей Pуми:

    * Я пришел, я пришел, я от друга пришел,
    * Меня сумм, меня сумм, меня сумм поборол.
    * Я пришел, я пришел, утеха в сердце моим -
    * Через тысячи лет я тебя вдруг нашел.
    * Я пришел, я пришел свое избавление найти,
    * В дороге немало нашел подошв.
    * Я была птица, я была птица, я человек теперь,
    * Хотя силка на пути все же я не обошел.
    * Я не пригоршня глины, я - луч ясный,
    * Не полова, а зерно - основа основ.
    * Выше я стихий и могущественных планет,


 
* Так как вдохнул я вселенной безграничную любовь. * Идет любовь моя на обманный базар, * Где в толпее столько коварности, заговоров. * Шамседдин достойный, взгляни вокруг, * Так как душой и сердцем я прочь охолов. * («Я пришел…», пер. Г. Ильницкого и Я. Полотнюка) Особую популярность принесла Руми его поэма, которая состоит из шести книг («тетрадей») и подписанная его собственным именем. Он диктовал ее, как и все другие стихи, своим ученикам - на протяжении десяти лет. Поэма называется «Духовные маснави»(« Маснави-Йе манави»), что означает парные двустишия с особым содержательным наполнением, причем имеется в виду иноязычное, мистическое содержание стихов. Поэма состоит из небольших притч с дальнейшей длинной проповедью, в которой излагаются суфийские взгляды Руми. В своем «Маснави» Руми выступает как устроитель формально довольно стройной, а за сутью эклектичной и внутренне противоречивой суийской системы, которая объединяет пантеистическую и монистическую концепции. В антологии, учении о сути божественного, Руми вообще придерживался пантеизма, т.е. признавал реальным существование мира как инобытие Бога. Акт создания осуществляется такой ипостасью Бог, как Мировая Душа, которая является движителем мира и недоступная для чувствительного познания. В плане гносеологии, учение о познании и постижении Бога, Руми, различая чувствительное и рациональное познания, утверждает, что познать Бога как абсолютную чистую абстракцию можно, лишь духовно отождествившись с Ним, как часть с целым, уничтожив себя в Нем. Третья составная часть системы Руми - это социология, которая основывается на концепции обоготворения человека и включает этическое учение. Поскольку концепция обоготворения человека связана с постижением умом (душой), средоточием которого является сердце, а средством и процессом постижения - любовь, то в основе социологии (учение об общественном человеке) лежит культ сердца и религия любви. Постижение Бога и отождествление с ним доступны любому человеку, независимо от социологического ранга и этнической принадлежности. Руми призвал не к мусульманской обрядности, а к благости - как дороги к единению с Богом. Если с точки зрения суфийской проповеди 6-томная поэма Руми является энциклопедией мистицизма, то по притчам, которые содержатся в ней, она является замечательной энциклопедией фольклора, народных басен, анекдотов, распространенных в Средней Азии и Иране в XIII ст. (хотя эти народные сюжеты Руми заимствовал по обыкновению из имеющихся литературных обработок и записей). Сам Руми во второй книге своего «Маснави «объясняет причину обращения к притчам тем, что поэту-проповеднику нужно захватить читателя своим рассказом, а когда тот заинтересуется притчей, он будет слушать за одним мероприятием и всю мораль, и поучение. Притчи Руми, написанные лаконичным, доходчивым, образным языком, - это жемчужины классической поэзии на фарсе. Творчество Руми входит в казну человеческой культуры своим гуманистическим содержанием человеколюбия и обоготворения Человека. Его стихи продолжают волновать своей непревзойденной музыкальной формой.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Творчество Руми. Поищите еще с сайта похожие.

Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Творчество Руми, Другие сочинения по зарубежной литературе