А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Философские убеждения Платона - сочинение

Биографические сведения, которые можно получить из античных источников, в значительной мере выдаются легендарными. По отцовской линии Платон - далекий потомок последнего аттичного царя Кодра, по материнской - выдающегося афинского законодателя VI ст. к н.э. Соленая. Настоящее имя философа - Аристокл, а Платон - это прозвище, которое означает «широкий». Думают, что так философа прозвали за широкий лоб и плечистое телосложение.

С молодых лет Платон занимался гимнастикой и борьбой, принимал участие в конных гонках и даже одержал победу на Истмийских играх. Он также интересовался музыкантом, живописью и поэзией, писал эпиграммы, дифирамбы, элегии, комедии и трагедии, наследуя философа и комедиографа Эпихарма (VI-V ст. к н.э.). Поэтическое наследство Платона почти не сохранилось, за исключением 25 эпиграмм (правда, некоторые исследователи возражают, что Платон был автором этих произведений). Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что поэтические студии оказали значительное влияние на становление стиля прозы Платона.

Философские убеждения Платона сформировались под влиянием известных тогдашних философов и философских школ. Это Гераклит, Парменид, пифагорейцы, Демокрит, софисты, Кратил. Со временем Аристотель писал в своей «Метафизике»: «Смолоду испытав влияние Кратила и убеждений Гераклита, согласно которым все, что является предметом чувствительного восприятия, постоянно течет, а знание о нем не существует, Платон и в дальнейшем придерживался этих убеждений». С Сократом Платон впервые встретился в 407 г. к н.э., и эта встреча имела революционное значение в его судьбеы. Он отказался от всех своих бывших вкусов и полностью посвятил себя философии. Рядом с Сократом Платон находился на протяжении восьми лет - с 407 до 399 г. к н.э., когда Сократа осудили к смертной казни. В то же году Платон оставил Афины и подался в странствования по городам Греции и Востока с намерением познакомиться с другими учителями мудрости.

В Мегарах он стал учеником Эвклтда, в Кирене учился у математика Феодора, в Италии - у пифагорейцев Филолая и Эврита, в Египте овладевал магию местных жрецов. Завершающей было путешествие в Италию и на Сицилию (389-387 г. к н.э.), как свидетельствует Плутарх в биографии Биона.

На Сицилии у Платона произошел конфликт из сиракузким тираном Дионисием Старшим, который, затем, приказал продать философа в рабство, что и было и было сделано. Тем не менее, киренеь Анникерид сразу же выкупил Платона и отпустил его на волю (по другими свидетельствам, это сделал пифагореец Архит).

Возвратившись в Афины, Платон приобрел в предместье участок земли, на котором росла небольшая рощица, названная Академией в честь местного героя-покровителя Академа. Здесь Платон основал собственную философскую школу, сохранив за ней название местности, и посвятил ей остаток своей жизни. Платоновска Академия просуществовала до VI ст. н.э., почти сразу получив славу во всем античном мире. Самым известным ее воспитанником еще при жизни Платона стал Аристотель.

Популярность Платона изменила и его отношения с Сицилией. После смерти Дионисия Старшего новым тираном стал его сын Дионисий Младший. Он обратился к философу с письмом, в котором пригласил основателя Академии в Сиракузы якобы для воплощения в его государстве высоких идеалов платоновской философии. Платон принял приглашение, но его ожиданиям не суждено было осуществиться. Тем не менее, Дионисий Младший в третий раз позвал философа на Сицилию (в 361-360 г. к н.э.), и эта поездка не принесла Платону ничего, кроме разочарования. Мыслитель жил в период разрушения полисной системы, накануне эпохи эллинизма, которая положила конец независимости греческих полисов. Рубежом новой эпохи считаются Херонейская битва и конгресс в Коринфе, а эти события состоялись через девять лет после смерти Платона. Политический кризис и попытки найти варианты выхода из нее отражены в некоторых работах Платона и его посещении Сицилии.

С именем Платона в наше время связывают такие произведения: речь «Апология Сократа»; 28 диалогов, признанных аутентичными; 11 диалогов, авторство которых окончательно установить не удалось; 8 неоригинальных произведений; 13 писем (авторство некоторых из них также остается предметом дискуссий). В общем, проблема аутентичности и хронологии произведений Платона и до сих пор остается нерешенной.

О. Лосев, автор ряда исследований о Платоне, предлагает такую периодизацию творчества философа:



 
Ранний период - 90-и pp. IV ст. к н.э.: «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лахет», «Хармид», «Протагор», 1-а книга «Государства». Воспроизводится сократовский метод анализа понятий, Платон старается найти их родственную сущность. Большей частью философ рассматривает понятия, связанные с полисною этикой (здравый смысл, дружба, мужество, справедливость). Переходный период - 80-и гг. IV ст. до н.э.: «Горгий», «Менон», «Эвтидем», «Кратил», «Гиппий Меньший», «Ион», «Гиппий Большой», «Менексех» (существуют сомнения относительно того, что Платону принадлежат три последние диалога). Развивается теория идей как определенной субстанции, нормы, которые существуют сами по себе, например, «сама по себе справедливость», ее можно рассматривать в сугубо логическом аспекте, не учитывая конкретных во времени событий, которые лишь большей или меньшей мерой коррелируют с идеей справедливости. В этих произведениях Платона начинает критику досократовских философских концепций. Зрелый период - 80-и гг. IV ст. до н.э. Диалоги этой порой можно разделить на две группы. К первой принадлежат «Федон», «Банкет», «Федр» и остальные книги «Государства». В них развивается доктрина самостоятельно существующей субстанцийной действительности идей, которые определяют собой всю материальную действительность. Краеугольным камнем убеждений Платона становится учение о космической гармонии, космическом уме и душе. Важную роль сыграет также учение о душе человека. Развивается теория метемпсихоза. Формируется политическая программа Платона, его идеал утопического государства. В этих диалогах Платон достигает высочайшего литературного мастерства. Ко второй группе диалогов зрелого периода принадлежат «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей». В этих произведениях подается детальный анализ других философских школ, углубляет учение о государстве, на этом тли рассматриваются разные проблемы материального мира. Поздний период - 50-и гг. IV ст.до н.э. и вплоть до смерти философа: «Законы» и «Послезаконня» (об авторстве «Послезаконня» исследователи еще спорят). Наблюдается переход от утопических теорий государства на более реалистичные позиции. Ни в одном из диалогов Платон не развивает своих гипотез до полного и окончательного вида. Проблемы затронуты, вопросы поставлены, но ответы на них в разных диалогах постоянно корректируются, освещая проблему частично, а иногда и противоречиво. Пооднозначность формы - очень важный жанровый признак диалогов Платона. Одни античные комментаторы, по свидетельству Диогена Лаэртского, разделяли диалоги Платона на несколько видов и подвидов, а другие, связывая их со сценической трагедией, - на тетралогии и трилогии. Знаменательно, что никто не считал диалоги Платона однообразными. Описание рождения мысли, драматического поиска истины, блуждание окольный путями - эти мотивы присущи каждому диалогу, оживляют его внутреннюю динамику, заставляют автора отказаться от любого доктринерства. Оставляя произведение открытым (opera aperta), монологически незавершенным, культивируя эти формальные черты в каждом диалоге, автор канонизирует открытость как главнейший принцип жанра философского диалога. В самых доскональных с литературной точки зрения диалогах П. воссоздал преинтересные сценки из афинской жизни, образы философов, в частности Сократа, которому, по мнению большинства комментаторов, приписывал собственные убеждения. Сократ в диалогах Платона - в сущности, новый литературный персонаж, жизнь которого вместе с тем и трагическая, и героическая, хотя в текстах нет ни мифологизации, ни героизации образа. Сократ нарисован таким, которым его видел ученик. Автор использует разнообразнейший выразительные средства и стилистические оттенки: рядом с иронией - возвышенный поэтический трагизм («Федон»), рядом с пародией - риторический пафос («Федр»). Сократ возникает перед глазами читателя в повседневном быту, в кругу друзей, учеников, странствующих софистов, во время банкета-симпозиума, за городом, перед арестом, в тюрьме. Драма его жизни воспроизведена до мельчайших деталям. Правдоподобие - ведущий способ отображения действительности в диалогах. Это осуществляется на всех уровнях: от темы и проблем, исторической конкретности персонажей к характеру реплик, деталей, позы, одежда, меблирование, пейзажа. Истинно точно воспроизводится сократовский индуктивный метод беседы, а оттенки сохранены так, что иногда выдается, будто диалог происходит в живой речи.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Философские убеждения Платона. Поищите еще с сайта похожие.

Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Философские убеждения Платона, Другие сочинения по зарубежной литературе