А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Французский драматург классицист Жан Расин - сочинение

Родился в буржуазной семье провинциального чиновника. Осиротев в трехлетнем возрасте, учился в школе при монастыре Пор-Рояль, где уединилась от мира его бабушка. Получил суровое религиозное воспитание и классическое образование. Расин впервые привлек внимание к своему творчеству одой «Нимфа Сены», которую он написал в 1660 г. по случаю свадьбы Людовика XIV. Приблизительно тогда же Расин познакомился с Мольером, который поставил его первые трагедии «Фибаида, или Братья-Враги», «Александр Великий».

Второй этап творчества Расина охватывает 1667- 1677 гг. Он начинает трагедией «Андромаха» («Andromaque», пост. 1667, опубл. 1668), которая стала поворотным пунктом в истории французской классицистской трагедии. В этом произведении впервые приобрели воплощение художественные идеи Расина. Драматург использовал сюжет из древнегреческого мифа о Троянской войне, но обработал его так, чтобы воссоздать конфликт чувства и обязанности и идею «трагической вины» героев. Персонажи трагедии связаны между собой отношениями, характерными для структуры пасторальных романов XVII ст.: любовь каждого героя остается неразделенной. Но если в пасторальных романах действовали пастухи и пастушки, то в трагедии действуют властители, ответственные за судьбу своих народов и государств. Именно это и делает возможным раскрытие главного классицистского конфликта.

После захвата Трои вдова Гектора, Андромаха, вместе с сыном Астианаксом стала пленной сына Ахилла Пирра, царя Эпира. Царь влюбился в свою рабыню, которая, тем не менее, остается верной памяти вождя троянцев Гектору. У Пирра есть невеста - Гермиона, дочь царя Менелая и Елени Прекрасной. Гермиона пылко любит Пирра. Ее отец снаряжает в Эпир послов для выполнения неприятной доверенности: Менелай хочет избавиться от Астианакса, опасаясь, что в будущем он сможет сплотить троянцев и отомстить грекам за смерть своего отца Гектора и разрушение Трои. Посланцев Менелая возглавляет Орест. Но он стремится попасть в Эпир не ради выполнения необходимой из государственных соображений, хотя и негуманной задачи. Орест грезит увидеть Гермиону, которую он безнадежно любит. Если к этому прибавить, что Гермиона в своей отчаянной любви, наконец, возненавидит Пирра и будет алкать его смерти, то становится понятно, что всех героев, кроме Андромахи, Расин трактует с точки зрения их «трагической вины»: все они ради чувства пренебрегают обязанностью. Пирр должен вступить в брак с Гермионою, так как этот брак укрепляет греческие государства, связывает их особенно крепкими отношениями. Гермиона должна заботиться о жизни и безопасности властителя Эпира, так как его смерть ослабит могущество греческих государств, а поэтому, и ее родины Спарты. Орест должен стремиться укрепления безопасности своей страны, ему нужно понять, что Гермиона должна стать женой Пирра, но он не может унять своей страсти. Затем образовывается цепочка: Орест любит Гермиону, Гермиона любит Пирра, Пирр любит Андромаху, Андромаха любит покойного Гектора. А «трагическая вина», по законам трагедий Расина, является причиной гибели героя. Рассмотрим, как этот принцип сюжетотворення действует в «Андромахе».

Пирр сообщает Андромахе об опасности, которая угрожает ее сыну. Он предлагает ей стать его женой, чтобы спасти сына: ведь тогда Астианакс станет пасынком царя и его наследником. Андромаха должна сделать выбор. Но если герои трагедий П. Корнеля были свободными в своем выборе, то в ситуации выбора между тем, или быть Андромахе женой убийцы ее семьи, а или спасти сына Астианакса, «не существует умного и морального решения», как справедливо делают замечание зарубежные и отечественные исследователи. Андромаха может избрать лишь компромисс, обращаясь к ухищрениям: говорит Пирру о своем согласии стать его женой, но решает наложить на себя руки сразу же после заключения их брака в храме. Таким образом, она не опозорит памяти Гектора, но заставит Пирра оборонять Астианакса как собственного сына.



 
Тем не менее ситуация резко изменяется, когда в развитие событий вмешивается Гермиона. Оскорбленная решением Пирра вступить в брак с рабыней, отвергнув любовь царевны, она обещает полюбить Ореста, если тот убьет Пирра. Орест организовывает нападение на Пирра в тот миг, когда Андромаху объявляют его женой. Пирр гибнет. Орест спешит рассказать Гермионе о том, что ее приказ выполнен. Но Гермеона называет его убийцей. Расин чудесно передает разногласие ее чувств: за ненавистью к Пирру кроется любовь, и именно поэтому кажется, что в словах царевны нет логики. Гермиона совершает самоубийство. Орест сходит с ума: перед его глазами оживает Пирр, которого целует Гермиона. Трагедия завершается. Каждый герой, наделенный Расином «трагической виной», гибнет (сумасшествие Ореста принадлежит рассматривать как его духовную смерть). Остается жить лишь Андромаха, которая не предала своей обязанности. Тем не менее, став царицей Эпира, она снова оказывается в ситуации несвободы. То, что началось ис компромисса, компромиссом и заканчивается: Андромаха должна теперь проявлять заботу о народе, который принимал участие в разрушении ее родной Трои и уничтожении ее соотечественников. В отличие от трагедий Корнеля, в «Андромахе» нет счастливой развязки. На протяжении десятилетия высочайшего творческого взлета Расин написал немало выдающихся произведений. В трагедии «Британик» («Britannicus», пост. 1669, опубл. 1670) драматург воссоздал начало правления римского императора Нерона, который совершает первое преступление - отравляет Британика, своего соперника в любви. Трагедия направлена против тирании. Другая трагедия этого периода - «Ифигения» («Iphigenie», пост. 1674, опубл. 1675) - изображает эпизод, который предшествовал Троянской войне. Предводитель греков Агамемнон должен принести в жертву богам свою дочь Ифигению. Тем не менее сложность его чувств не ограничивается разногласием между родительской любовью к Ифигении и обязанностью перед греками. Даже сама эта обязанность кажется весьма сомнительной, ведь война против Трои имеет захватнический характер. Расин изменяет древнегреческий миф. В трагедии действует не одна, а две Ифигении, и гибнет та из них, которая не сумела справиться со своими страстями и презреть чувствами ради обязанности. Второй период творчества Расина завершается трагедией «Федра» («Phedre», 1677). Драматург относился к этому произведению с особым пиететом, ведь, по его мнению, именно в этой трагедии ему удалось наиадекватнее передать универсальные задачи театра. В предисловии к «Федри» Расин писал: «Могу лишь утверждать, что в каждой другой из моих трагедий добропорядочность не была изображена так выразительно, как в этой. Здесь самые мелкие ошибки наказываются самым суровым образом; даже преступная мысль ужасает так же, как и совершенное преступление; …страсти воспроизводятся единственно для того, чтобы показать, какое смятение они порождают, а бесчестность описывается красками, которые разрешают сразу же распознать и возненавидеть ее уродливость. Соответственно, это и является той целью, к которой должен стремиться каждый, кто создает для театра…» Расин был величайшим выразителем художественных основ классицизма. Вот почему в эпоху романтизма, в начале XIX ст., его имя стало символом всей системы классицизма, против которой боролись романтики. Но прошло время, и слава Расина снова ожила. Так как и в самом деле, есть что-то очень величественное в стройном, завершеном языке его героев, так как хотя диалог часто убивает действие, тем не менее, он чрезвычайно утончен, он сам - действие. Конечно, мир Расина имеет свои границы, свою ограниченность, тем не менее, ему присуща и своя сила, своя энергия и возвышенная изысканность в собственных границах.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Французский драматург классицист Жан Расин. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Французский драматург классицист Жан Расин
Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Французский драматург классицист Жан Расин, Другие сочинения по зарубежной литературе