А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Испытание любовью» как средство характеристики героя в русской классике - сочинение


Тема любви - одна из излюбленных тем русской и мировой литературы. По мнению русских писателей, все счастье, выпавшее в жизни человека, проистекает из любви; в любви заключается мировая тайна. Любовь - это философский камень, который обладает свойством все превращать в золото, в добро. Но очень часто многие пугаются этого чувства и отвергают его. Одним из таких героев является Евгений Онегин - человек, который прожигал свою жизнь в ресторанах, театрах, на балах, в быстротечных романах с женщинами. Такой образ жизни был ему привычен. Не смогла изменить его взгляды и любовь юной Татьяны Лариной. Онегин, получив от девушки письмо с признанием, дает ей «отповедь». Переломным моментом в жизни героя становится дуэль с Ленским. Убийство юного друга переворачивает все миропонимание Онегина. Он отправляется в странствия, в результате которых его натура во многом «перерождается». Вновь встретив уже замужнюю Татьяну, Евгений внезапно влюбляется в нее. Теперь он пишет героине письмо, мечтает

    * поминутно видеть вас,
    * Повсюду следовать за вами…

Но Татьяна, все еще любя, отвергает Онегина. Она считает недостойным изменять мужу, в верности которому поклялась перед Богом. Поэтому и отказывает Онегину.

Финал романа остается открытым. Мы не знаем, что будет дальше с героями. Но можем сказать, что «испытание любовью» открыло, насколько изменился Онегин. Обстоятельства раскрыли истинные качества его натуры, показали, что герой больше не зависит от мнения света, что он стал сильным, независимым, цельным человеком, способным на глубокие искренние мысли и чувства. Ещё одним героем, прошедшим через «испытание любовью», является Печорин Лермонтова («Герой нашего времени»). Этот герой только во время прощания с Мери понял, что он не только мог бы полюбить, но и любит эту девушку. Однако он боится, что не сможет полюбить надолго, не сможет дать Мери то, чего она заслуживает и тем самым причинит девушке еще большую боль. Но прощание с ней он вспоминает, находясь в крепости.

Печорин спрашивает себя: «Отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?». Вопреки своему сердцу, реальному состоянию эмоций Печорин «бежит» от Мери. Однако насилие над своими чувствами не проходит даром, ведь это вызов жизни, «бунт» против неё. В таких случаях жизнь мстит за себя: в крепости Печорин пытается заглушить тоску сердца любовью к «дикарке» Бэле, но очень скоро убеждается в бесплодности своих усилий. Печорин не способен полюбить, он боится истинного чувства, боится довериться другому человеку, поэтому он остается несчастным и умирает несчастным по дороге в Персию. Можно сказать, что этот герой не прошел «испытания любовью».

Любовь стала самым большим испытанием в жизни главного героя романа Тургенева «Отцы и дети». Базаров, отрицавший это чувство и презиравший людей, которые его испытывали, влюбился сам. Влюбился сильно, страстно, со всей мощью, на которую была способна его натура. Любовь к Одинцовой заставила Евгения Васильевича пересмотреть свои взгляды, прежде всего, на самого себя. Так значит, любовь существует? Больше того, ей подвержены все люди и даже такие выдающиеся, как Базаров?

Герой причислял себя к способным и сильным людям, в чем-то даже необыкновенным. Он думал, что он-то уж сможет контролировать ситуацию и все подчинять доводам разума. Но не тут-то было. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой вмиг все перевернула.

Герой испытывает к ней смешанное чувство. С одной стороны, это сильная любовь, а с другой - злоба и даже ненависть: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план. Он стал заниматься медициной и естественными опытами. Вскоре, поранив палец, Базаров заражается тифом и умирает. Последней, кого он захотел видеть, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»

 
«Испытание любовью» - один из распространенных приемов в отечественной литературе. Он позволяет глубже раскрыть характер героев, выявить их сильные и слабые стороны, показать их преображение или деградацию, проследить их развитие. Кроме того, «испытание любовью» помогает выявить авторское отношение к герою, авторский взгляд на мир. Предыстория героя как способ их характеристики героя в произведениях отечественной классики XIX века. В романе «Евгений Онегин» предыстория героя подготавливает читателя к знакомству со сложным, противоречивым образом Онегина. Мы узнаем, что этот герой - светский молодой человек, получивший типичное для дворянской молодежи воспитание и образование. Француз гувернера не загружал его уроками, «учил его всему шутя, не докучал моралью строгой», а за шалости лишь «слегка бранил». Круг знаний и умений Онегина ограничивался в основном его умением «легко мазурку танцевать», «кланяться непринужденно» и «по-французски совершенно изъясняться и писать». Но «свет решил», что этого предостаточно, и провозгласил Онегина умным и очень милым человеком. Предыстория Онегина подготавливает нас к знакомству с человеком светским, элегантным, знающим толк в «науке страсти нежной» и не утруждающим себя никакими заботами. Героем романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Александрович Печорин. Только во второй части романа мы узнаем предысторию героя. Его рассказ-исповедь о своей жизни помогает нам понять сложность этой натуры. В беседе княжна Мери откровенно говорит Григорию Александровичу, что он «хуже» «убийцы».»- Да, такова была моя участь с самого детства!» - отвечает ей герой. Он признается, что «все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились». С болью говорит Печорин девушке о том, что погрязнувшее во лжи и лицемерии светское общество не верило, что он «скромен», его «обвиняли в лукавстве», и тогда герой «стал скрытен». Он «глубоко чувствовал добро и зло», но никто его «не ласкал, все оскорбляли», и тогда он «стал злопамятен». «Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть», - говорит Печорин. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». А главное, изучив высшее общество, Печорин убедился, что здесь счастливы и всеми уважаемы люди, которые не отличаются ни добродетелью, ни благородством. И тогда герой, повинуясь этому простому закону, стал тем, кем стал: равнодушным, циничным эгоистом. Павел Петрович Кирсанов (роман Тургенева «Отцы и дети») - светский человек, утонченный и элегантный. Даже в деревне он тщательно следит за своей внешностью, изыскано одевается. Этот самоуверенный человек очень кичится своим аристократическим происхождением. Но за красивой внешностью этого франта скрывается пустота. Мы видим, что у этого человека нет того, что обязательно должно быть в жизни настоящего мужчины, - нет дела. Его брат Николай Петрович занимается хозяйством (пусть и не особенно успешно); есть в его жизни величайший смысл - дети, есть женщина, которую он очень любит, - Фенечка. Из предыстории этих героев мы узнаем, что эта молоденькая женщина, из бывших его крепостных, сумела заполнить пустоту в сердце Николая Петровича, образовавшуюся после смерти горячо любимой им жены. Через 10 лет после того, как умерла его супруга, Николай Петрович сошелся с доброй, милой, очаровательной Фенечкой, которая и родила ему сына Митю. Предыстория же Павла Петровича намного печальнее. Мы узнаем, что он всю свою жизнь посвятил (был он замечательно красив) романам со светскими дамами, влюбился в некую замужнюю княгиню Р. И, как сказал Базаров, «всю свою жизнь поставил на карту женской любви, раскис, опустился». Действительно, всю жизнь Павел Петрович посвятил погоне за этой «легкомысленной кокеткой», а когда она отвергла его, а затем погибла, то как-то потерялся и так и не смог начать жить осмысленно и стать счастливым. Таким образом, предыстория героя выполняет важные функции в художественном произведении: во многом она раскрывает истоки характера персонажа, помогает понять и объяснить его личность и его поведение, его мысли и чувства.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Испытание любовью» как средство характеристики героя в русской классике. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > «Испытание любовью» как средство характеристики героя в русской классике
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему «Испытание любовью» как средство характеристики героя в русской классике, Другие сочинения по русской литературе