А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Моление» Даниила Заточника приметы русского быта XII века - сочинение

«Моление» Даниила Заточника создавалось в XII веке и в своей образной системе более, чем любое другое, опирается на приметы русского быта. Замечательно также и то, что приметы эти, бытовые черты автор «Моления» выхватывает из жизни достаточно беспорядочно, то есть так, как они и существуют в ней. При их помощи он строит сравнения, метафоры и отдельные образы. При этом в поэтическую систему проникает русский быт.

Исследователи древнерусской литературы полагают, что в этом смысле «Моление» совершенно уникально. «Железо уваришь, а злы жены не научишь», «злато сокрушается огнем, а человек напастями», «в печали обретает человек ум совершенный», «не оперив стрелы, прямо не стрелити» и т. д.

Откуда такое обилие образов, взятых из различных трудовых профессий? Даниил говорит о литье железа, олова, золота, о приготовлении муки, сеянии пшеницы, ковке, оперении стрел, заготовке дров и стрельбе из лука. Очевидно, такое обилие бытовых примет связано прежде всего с тем, что Даниил - выходец из низших слоев населения, что достаточно настойчиво декларировано в тексте. Этот биографический факт стал также фактом литературным, поскольку определил его художественную позицию и стиль.

Для своего времени он типичный интеллигент и разночинец, человек зависимый. Поэтому он вносит в литературу знакомые и близкие черты трудового быта и народной мудрости - «мирских притч». Не случайно «Моление» притягивает к себе внимание замечательными картинами быта и человеческих взаимоотношений того времени. «Не имей себе двора близ царева двора, и не держи себе села близ княжа села». «Доброму господину служа, дослужишься слободы, а злу господину служа, дослужишься больше работы»,- здесь Даниил почти щеголяет грубоватым народным стилем. Он говорит «простые» речи «простого» человека. Его манера изложения, иными словами - стиль очень близок фольклорной стихии, скоморошеству. Недаром из всех профессий именно скоморошьей он уделяет больше всего внимания.



 
Кроме карнавальных и хозяйственных мотивов в «Молении» обращают на себя внимание постоянные взывания к щедротам князя, мольба о подаянии. Однако форма этой мольбы как бы вводит нас в обстановку праздника, княжеского застолья: «И даже веселишися многими кушаньями, и мня помяни, сух хлеб ядущи». Он просит милостыню у князя: «Воззри на птица небесныя, яко тии не пашут, не сеют но уповают на милость Божию, тако и мы, господине, жадаем милости твоея». Под «мы» Даниил разумеет видимо, не только себя, но целую группу впавших в княжескую немилость людей. Из всех качеств князя Даниила больше всего привлекает щедрость. Он постоянно напоминает о ней, восхваляя его богатства, или же напоминает князю о том, что явился к нему в расчете на «многие щедроты». И по контрасту с описанием княжеских богатств столь же детально Даниил описывает собственную нищету, которая «покрыла его, аки Чермное море фараона». Даниил сравнивает себя с засохшей травой, говорит и что он «всяки обидим», и «одеянием скуден», и что для него «лепше смерть», чем такая жизнь. Однако, как всякий интеллектуал, человек, живущий от трудов своих «умственных, а не физических», Даниил требует также платы за свои «слова», за свое «глаголание», за свой ум, который справедливо считает богатством. Иногда Даниил по-шутовски балагурит. Вот он рисует сценки из жизни с богатой, но «злообразной женой». Свою речь он пересыпает многочисленными небылицами и прибаутками: «Не едал бо от собаки масла, а от козла молока, ни безумно, мудрости глаголюща». Профессионально смешит он, переделывая географические названия: «Кому Переяславль, а мне Гореславль, кому Боголюбове, а мне горе лютое». Даниил отказывает себе во всем. У него, судя по «Молению», нет ничего. Одного только не отнимает у себя Даниил - ума. Холоп или дворянин, он нашел средство отшутиться от князя, нашел привычную дорогу шуткой вымолить себе «милость» или прощение. «Моление» Даниила Заточника - произведение авторское, литературное и одновременно народное, скоморошье. Огромное количество бытовых примет, знание обыденной жизни простых людей и княжеского двора, любовь к фольклору, явная образованность автора делают «Моление» неоценимым источником наших знаний о стиле жизни и типах поведения в обществе Древней Руси.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Моление» Даниила Заточника приметы русского быта XII века. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > «Моление» Даниила Заточника приметы русского быта XII века
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему «Моление» Даниила Заточника приметы русского быта XII века, Другие сочинения по русской литературе