А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Образ Петербурга в русской литературе XIX века» и «Образ Петербурга в поэзии «серебряного века»» - сочинение

Пусть своеобразной подсказкой к первой теме станут слова В.Набокова: «Пропущенный сквозь восприятие Гоголя, Петербург приобрел ту странность, которую приписывали ему почти все столетие…», ко второй - слова А.Ахматовой: «Достоевский и бесноватый город в свой уходил туман…» Несколько иной подход должен быть к теме, связанной с образом персонажа. Индивидуальные черты этого образа в основном определяются

    * портретной характеристикой (помните, что портрет важен не сам по себе, а как средство психологической характеристики персонажа);
    * речевой характеристикой (её роль возрастает при анализе драматического произведения);
    * пейзажем,
    * интерьером,
    * вещами и отдельной вещью, принадлежащими герою;
    * отношением героя к окружающим и окружающих к нему;
    * отношением к герою автора произведения;
    * местом героя в персонажной системе произведения.

Не всегда автор дает подробную портретную речевую характеристику, исчерпывающее описание пейзажа, интерьера, вещи. Иногда описание сводится к отдельным штрихам или одной детали. «Точная деталь часто заменяет образ. Точная деталь становится биноклем, приближающим предметы и делающим их выпуклыми», - отметил М.Светлов. Существенную сторону характеристики образа составляет отношение

    * к социальной среде и обществу,
    * к государственному устройству,
    * к идейно-политическим и философским течениям своей эпохи.

Но в каждом образе помимо индивидуальных черт воплощены типические, наиболее существенные, присущие определённому типу людей определённого социального круга определённой эпохи. Таким образом, помимо индивидуальных черт, о которых мы уже говорили выше, в пушкинской героине есть и такие, которые сближают и с грибоедовской Софьей, и с толстовской Наташей, и с пушкинской Машей (повесть «Дубровский»).

«Ей сна нет от французских книг», - сетует Фамусов по поводу Софьи, «ей рано нравились романы; они ей заменяли всё», - замечает Пушкин о Татьяне. Обратите внимание, что писатель зачастую наделяет своих героев рядом общих черт. В этом случае понятие «тип» сужается до пушкинского типа, тургеневского типа («тургеневская девушка»).

    * «Нет. Поздно - я обвенчана, я жена князя Верейского. Я согласилась, я дала клятву, князь мой муж», - говорит Маша Дубровскому.
    * «Я вас люблю, (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна», - говорит Татьяна Онегину.

Итак, полная характеристика образа включает в себя анализ индивидуальных черт и типических особенностей героя в их неразрывной связи, органичном единстве. Наиболее полно образ раскрывается, когда он поставлен в соответствующие условия, обстоятельства: быт, среда, эпоха. Здесь хотелось бы предостеречь от упрощенной, однозначной характеристики того или иного литературного героя. Речь пойдет о Татьяне Лариной, Сергее Сергеевиче Скалозубе и Павле Ивановиче Чичикове.

    * ? «Итак, она звалась Татьяна…».

Напишите мини-сочинение «Как я представляю себе Татьяну Ларину», сосредоточив внимание на внешнем облике героини Пушкина. Сложность данного задания состоит в том, что автор не дал нам её портрета. Можно предположить, что Вы создали образ не очень красивой внешне, но богатой внутренне натуры. Причина такого видения как в отсутствии портрета, так и строках Пушкина: Ни красотой сестры своей, ни свежестью её румяной не привлекла б она очей. Обратим внимание на слова: «ни красотой сестры своей». О красоте Ольги - «глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные, движенья, голос, лёгкий стан» - сказано двумя строфами выше. Значит, красота Татьяны иная, нежели красота Ольги. Какая?


 
По всему тексту романа рассыпаны слова, свидетельствующие о красоте Татьяны: «головка томная», голосок «нежней свирельного напева», «ножка милая» (не такие ли ножки воспевает поэт в XXX-XXXIV строфе первой главы своего романа), «прелестное плечо», «прелестный пальчик» (ср. о Н.Н.Гончаровой «чистейшей прелести чистейший образец»). Итак, «перед нами бледноликая, тоненькая (в VII главе московские девицы её находят … «бледной и худой»), скорее девочка, чем девушка, с темными («темнеющими») печальными глазами и диковато-грациозными («лань лесная») движениями. Томная головка («головушка») склоняется к прелестному плечу; лицо отражает малейшие движения души (страх, радость, смущение, усталость и т.д.), тонкие (дрожащие при волнении) руки с прелестными пальчиками; милые маленькие ножки…». Онегин, впервые увидев сестёр Лариных, советует юному поэту изменить свой выбор («я выбрал бы другую, когда я был, как ты, поэт») в пользу Татьяны, но Ленский не может этого сделать, ибо он является своеобразной копией своего предмета поклонения. Сравните характеристику Ленского: * Он из Германии туманной * Привез учености плоды: * Вольнолюбивые мечты, * Дух пылкий и довольно странный, * В союзе звуков, чувств и дум. * Всегда восторженную речь * И кудри черные до плеч… * Он в песнях гордо сохранил * Всегда возвышенные чувства. * Всегда, везде одно мечтанье, * Одно привычное желанье, * Одна привычная печаль. В.Г. Белинский считал, что Ольга, «вышедши замуж, сделалась бы вторым исправленным изданием своей маменьки». Именно о матери Лариной Пушкин говорит: «она была одета всегда по моде и к лицу». Проведём ещё один эксперимент. Обратимся к комедии «Горе от ума» и постараемся представить, как выглядел полковник Скалозуб, сколько ему лет. Вопрос о возрасте Скалозуба отнюдь не праздный, он позволяет многое прояснить в комедии: в отношениях между героями, в биографии Чацкого. Завидный жених, богатый и знатный полковник Сергей Сергеич Скалозуб почему-то не находит отклика в душе Софьи. При этом главным препятствием к браку является не возраст жениха, факт для молодой девицы весьма значимый. О возрасте Софья и не упоминает (не потому ли, что он не является весомым аргументом). Иное тревожит невесту - отсутствие у жениха ума. «Куда как мил! и весело мне страх выслушивать о фрунте и рядах; он слова умного не выговорил сроду», - делится Софья с Лизой. Молчалин также не очень разговорчив, он умеет многозначительно молчать и вздыхать, что вполне устраивает героиню. Итак, Скалозуб, видимо, не очень стар. «Я с восемьсот девятого служу», - заявляет он. Сколько же лет было Скалозубу в 1809 и сколько ему было в начале 20-х, когда он появился в доме Фамусова? Служить тогда начинали рано, и Скалозуб не был исключением. В записке «О народном воспитании» А.С.Пушкин писал, что образование дворянина в России «кончается в 16-летнем возрасте воспитанника», а к 18 годам он полностью переходил на положение самостоятельного человека. Таким образом, в 1809 году Скалозубу около 18 лет, а к моменту появления в доме Фамусова - около 30. Разница в возрасте между 17-летней Софьей и 30-летним Скалозубов для того времени вполне обычная. Вспомним, что Наташе Ростовой было 16, когда она дала согласие на брак с князем Андреем Болконским, которому в 1810 был 31 год. Проследим дальнейшую карьеру Скалозуба. «За третье августа засели мы в траншею: ему дан с бантом, мне - на шею». В 1813 году Скалозуб получил Орден Анны II степени, крест которого носился на шее. Согласно статуту этого ордена его мог получить офицер в чине не ниже капитана. Далее - майор, потом подполковник и полковник. По словам Фамусова, Скалозуб «давно полковники». Таким образом, военная карьера Скалозуба успешна, вот только «за полком два года проводили». Что дает нам это? Встретив Платона Михайловича Горича, «друга старого», приятеля по полку, Чацкий спрашивает: «Ты обер или штаб?». Обер - обер-офицер - чин ниже майорского (14-9 класс), штаб - штаб-офицер - чин с майорского, включая подполковника и полковника (8-6 класс). Останься Горич на службе, «с храбростью его, с талантом», он мог стать штаб-офицером, как Скалозуб; не отрекись от мундира Чацкий, «малый с головой», «с эдаким умом» он бы ненамного отстал от Скалозуба. Обратите внимание, что Скалозуб чувствует в Чацком военное прошлое и весьма уважительно к нему относится, даже считает, что Чацкий в своем монологе («А судьи кто?»), из которого Скалозуб понял одно только близкое и родное ему слово «мундир», искусно коснулся «предубеждения Москвы к любимцам, к гвардии, к гвардейским, к гвардионцам…». Возраст Скалозуба позволяет иначе взглянуть и на Фамусова. Отец Софьи заискивает, отверзает поскорее отдушничек едва ли не перед ровесником Чацкого. «Солидность» Скалозуба носит не возрастной, но социальный характер: «Не по летам и чин завидный, не нынче-завтра генерал». Поразителен контраст: «Кладите шляпу, сденьте шпагу, вот вам софа, раскиньтесь на покой» - это Скалозубу; «Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать, не велика услуга» - это Чацкому.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Образ Петербурга в русской литературе XIX века» и «Образ Петербурга в поэзии «серебряного века»». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > «Образ Петербурга в русской литературе XIX века» и «Образ Петербурга в поэзии «серебряного века»»
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему «Образ Петербурга в русской литературе XIX века» и «Образ Петербурга в поэзии «серебряного века»», Другие сочинения по русской литературе