А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«По праву памяти» – это осмысление поэтом опыта - сочинение




Путь сатирического разоблачения тоталитаризма оказался не единственным в творчестве поэта. После завершения и публикации «Теркина на том свете» Твардовский задумывает, а в последние годы жизни пишет лирическую поэму-цикл «По праву памяти» (1966-1969) – произведение трагедийного звучания. Это социальное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбах отдельной личности, о драматической судьбе своей семьи: отца, матери, братьев. Будучи глубоко личностной, исповедальной, «По праву памяти» вместе с тем выражает народную точку зрения на сложные, трагические явления прошлого.

Поэма Твардовского так и не смогла быть опубликована при его жизни. Она появилась в печати лишь спустя десятилетия – в 1987 г. И причиной тому было стремление автора к бескомпромиссной правде, как он ее понимал, – воскрешающей «живую быль» и неотпускающую боль трагических событий нашей истории.

«По праву памяти» – это осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились тяжелые противоречия времени. Сам мотив поиска правды, как истины и справедливости, сквозной в поэме – от обращения к себе во вступительных строках: «Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой» – и до завершающих слов о целительном настое «правды сущей», добытой ценой жестокого опыта.

В поэме развиваются и углубляются мотивы, прозвучавшие в книге «За далью – даль» (тема репрессий в главах «Друг детства», «Так это было»), но здесь они приобретают более личностный характер. Ведь все это поистине выстрадано поэтом, поскольку речь идет о судьбе его семьи и его собственной судьбе.

Каково было отцу поэта – честному крестьянину-труженику, зарабатывавшему хлеб собственными, в сплошных мозолях, руками, вынести жестокий и несправедливый, как говорит поэт, «слепой и дикий

Для круглой цифры приговор», по которому он с семьей оказался «в тех краях, где виснул иней

С барачных стен и потолка...» Лицемерие слов «Сын за отца не отвечает», как бы невзначай оброненных «судеб вершителем земным» – Сталиным, лишь подчеркивает и усугубляет вину не только его, но и тех его наследников, кто – «Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую быль».

А эта «живая быль» состоит в том, что слова «отца народов» оборачивались требованием нарушить основные библейские заповеди. «Здесь Твардовский иногда текстуально точен. В Библии сказано: почитай отца своего и мать свою. В тексте поэмы: «Оставь отца и мать свою». Далее. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего – «лжесвидетельствуй», не убий – «зверствуй», не сотвори себе кумира – «иди за мной». Глас отца народов звучит в поэме как проповедь, но проповедь – Сатаны».

Мучительная и горькая память о жестокой эпохе, об ужасах и преступлениях времен сталинщины, правда о продолжающих и покрывающих ее, полных лжи и показухи брежневских временах – пронизывает последнюю поэму Твардовского. Это по-своему итоговое и в чем-то ключевое произведение для всего его творчества, в том числе и особенно – поэмного.

Еще в «За далью – даль» были сказаны верные слова: «Молчанье – тоже ложь...» Теперь эта бесспорная мысль получает дальнейшее развитие: «Нет, все былые недомолвки

Домолвить ныне долг велит...» Потому что, как замечает поэт, – «Одна неправда нам в убыток

И только правда ко двору!»

Но, конечно, это правда в той мере, в какой она была доступна Твардовскому – члену ЦК КПСС. «Советскость» Твардовского, заставлявшая его иной раз «снисходительно» относиться к Пастернаку и Мандельштаму, Ахматовой и Цветаевой, сказалась и здесь. Когда текст поэмы прочитал Солженицын, у него «руки опустились, замкнулись уста: что я ему напишу? что скажу? Ну да, снова Сталин... и «сын за отца не отвечает»«, а потом «и званье «сын врага народа»,

«И все, казалось, не хватало

Стране клейменных сыновей»...



 
Со Сталиным Твардовский теперь уже не примирялся, но: «Всегда, казалось, рядом был... Тот, кто оваций не любил... Чей образ вечным и живым... Кого учителем своим Именовал Отец смиренно...» Как же и чем я мог на эту поэму отозваться? – писал со свойственным ему максимализмом Солженицын. – Для 1969-го года, Александр Трифонович, – мало! Слабо! Робко!». Эти слова можно было бы отнести и к стихотворениям того же года «Не всем приятна речь твоя...», «Опять над ленинской страницей...», «Маркс, Энгельс, Ленин, знать бы вам...» Однако для «товарища» (вскоре уже и не «избранного» в ЦК) это был продолжающийся рост. В стихотворении «В самый угол шалаша...», написанном тоже в 1969 г., он выражал желание ...не видеть их лица - Резвых слуг любой эпохи: Краснобая-подлеца, Молчаливого пройдохи; Полномочного скота, Групповода-обормота, Прикрепленного шута И внештатного сексота.. Следует еще сказать о связи между поэмами Твардовского, о том, что превращает их в живую и целостную, динамическую художественную систему. Так, ряд тем и мотивов «Василия Теркина» становятся «сквозными», отзываются в последующих произведениях: например, сама тема войны, жизни и смерти по-своему звучит в «Доме у дороги», «За далью – даль», «Теркине на том свете». То же относится к теме семьи, родной Смоленщины, образу «друга детства» и военных лет, мотивам «памяти». Все это, являясь компонентами поэтического мира художника, свидетельствует о его единстве и цельности.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «По праву памяти» – это осмысление поэтом опыта. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > «По праву памяти» – это осмысление поэтом опыта
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему «По праву памяти» – это осмысление поэтом опыта, Другие сочинения по русской литературе