А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Анализ драмы Леонова "Нашествие" об Отечественной войне - сочинение

Пьеса Л. Леонова “Нашествие” явилась, быть может, самым значительным драматургическим произведением периода Великой Отечественной войны. Более тонко и точно, чем другие авторы, Леонов использует средства психологического анализа поведения своих героев в трагических обстоятельствах фашистской оккупации. Есть в пьесе и характеры вполне прямолинейные, положительные, однокрасочные - это командир партизанского отряда Колесников, старики Талановы. Но основное внимание драматурга занимают все же не они. Наиболее интересна здесь судьба главного героя - Федора Таланова, прошедшего в условиях войны сложный путь к подвигу. Поначалу герой выглядит озлобленным, над ним тяготеет груз прошлой вины, но постепенно он преодолевает недоверие к людям. В трагических обстоятельствах его духовное взросление стремительно ускоряется, герой обретает веру в людей и в свою Родину.

Противостоящие советским людям враги - гитлеровские офицеры и их добровольные прислужники из “бывших русских” - обрисованы весьма схематично, остро сатирически. Другого, разумеется, и нельзя было требовать от драматурга, работавшего над пьесой, по сути, в самом начале войны. Поэтому бывший купец Фавнин, ставший при фашистах бургомистром города, сын околоточного надзирателя Кокорывкин, комендант города Виббель, гестаповец Впурре и им подобные должны были вызывать и вызывали презрение и ненависть в сердцах зрителей. Страстный призыв к возмездию был важной, неотъемлемой частью литературы военного времени.

Создание образа коллективного героя, собирательного портрета воюющего народа тоже было требованием к авторам пьес о войне. Задачу эту пытались решить многие драматурги, в том числе Ю. Чепурин (”Сталинградцы”, 1943), А. Крон (”Офицер флота”, 1943), Б. Лавренев (”За тех, кто в море!”, 1945). Безусловно, эти произведения не претендовали на художественное совершенство и серьезное, философское осмысление событий; драматурги, каждый в силу своих возможностей, выполняли свой долг вместе с воевавшим народом.



 
После победно завершенной войны, после всех жестокостей, страданий, лишений, потерь военных лет зрители искали в театре прежде всего отдохновения от военной трагедии, от послевоенных тягот быта и бытия, ждали праздника. И театр по мере сил и возможностей старался не обмануть зрительских ожиданий. Так появились знаменитые московские спектакли первых послевоенных лет, имевшие оглушительный успех у публики, - “Учитель танцев” Лoпe де Вега в постановке И. Канцеля и “Мадемуазель Нитуш” Эрве режиссера Р. Симонова. По сценам столицы, а вскоре и всей страны засверкали бутафорские шпаги и замелькали нарядные плащи, “крылатые герои великолепных авантюр”. Советская драматургия быстро реабилитировала жанр водевиля и веселой комедии. Редко кому из драматургов в те послевоенные годы удавалось вырваться за рамки “бесконфликтности”, но тем более ценными были нечастые удачи на драматургическом поприще - “Золотая карета” Л.Леонова, “Старые друзья” Л. Малюгина, “Годы странствий” А. Арбузова, “Гости” Л. Зорина. Трагический опыт войны сохранял свою значимость для фронтового поколения и тогда, когда речь шла о ценностях, которыми надлежит руководствоваться в мирное время. Об этом говорится в пьесе Л. Леонова “Золотая карета” (первый вариант - 1946, второй вариант - 1955, третий - 1964, первая постановка на сцене - 1957). Перед нами пьеса-размышление о выборе жизненного пути и необратимости этого выбора. “Я пытался выразить, - писал автор, - некоторые мысли о долге, чести, о легких и трудных путях в жизни, о счастье, добытом ценой усилий, жертв, лишений”. Драма Леонова оказала серьезное влияние на формирование характерного для 1960-х годов нравственного, этического конфликта в драматургии. Автор строит драматическую ситуацию в “Золотой карете” как столкновение противоположных мировоззрений главных героев. Символ благополучия отца и сына Кареевых - “золотая карета”, а на долю полковника Березкина, Тимоши Непряхина, Марии Сергеевны Щелкановой остается только “черный хлеб счастья”. На страницах пьесы Марька Щелканова, как некогда ее мать, должна сделать трудный выбор: или преуспевающий владелец “золотой кареты” Юлий Кареев, или слепой Тимоша, давно и преданно в нее влюбленный. Героине драмы этот выбор дается непросто: ее манит уютное житейское благополучие, но и не дают покоя воспоминания о суровом и доблестном военном прошлом. Пьеса Леонова внешне выглядит статичной, малособытийной, но она психологически насыщенна, напряженна. Характерной особенностью леоновского стиля является то, что конкретная художественная деталь иногда вырастает до размеров и значения символа и выводит драму подчас на философский уровень. Хотя в общем художественном строе пьесы явно преобладает драматическое напряжение, Леонов не избегает комических и даже сатирических интонаций. В диалогах и авторских ремарках, используя как изобразительные, так и интонационные возможности слова, он стремится не только дать представление о предметном мире, окружавшем героев, и раскрыть характеры во всей жизненной достоверности, но и донести до читателя собственную авторскую позицию.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Анализ драмы Леонова "Нашествие" об Отечественной войне. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Анализ драмы Леонова "Нашествие" об Отечественной войне
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Анализ драмы Леонова "Нашествие" об Отечественной войне, Другие сочинения по русской литературе