А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Анализ стихотворения Багрицкого «Эклога миру» - сочинение

«Эклога миру» (1917) - последняя из античных стилизаций, на сей раз в духе буколической поэзии - отличается наиболее яркой живописностью. Там, где речь идет о войнах, Багрицкому удается создать оригинальные и сильные картины сражений, покорения нетронутых цивилизацией народов Америки, побед русских воинов, защищающих родину от Наполеона и других чужеземных врагов. Это тем более важно, что, следуя правилам построения эклоги, а в данном случае противопоставляя блага мирной жизни «кровавым забавам» войны, поэт обдуманно и выразительно  строит  батальные  картины.

Второй план стихотворения также развивает антивоенную тему, впервые затронутую в стихотворениях «Славяне», «Враг» и «Полководец». Автор стремится к обобщениям исторического характера, хочет показать, как «мерен и жесток столетний чуткий ход!», как религия и тщеславная жестокость полководцев готовят новые войны. В зарисовках отдельных эпизодов всемирной военной истории Багрицкий достигает незаурядного мастерства. Он оживляет теплом и светом природных красок, казалось бы, окаменевшие фигуры, забытые предания. Ему достаточно направить луч солнца на мраморную колонну, к которой прислонясь, «философ бородатый кровавый сблизил час безумья и расплаты», и в потоке света оживает фигура «мыслителя», презирающего жизнь (видна даже пыль на его хламиде). Зарисовки мирной жизни в духе пастушеских пасторалей представляют собой удачную имитацию античных образцов, но историческая тема как будто не имеет к ним никакого отношения, настолько наивно выглядит «веселый отрок мир в лазурном одеяньи». И, несмотря на то, что «Эклогу миру» впервые напечатали в одесской «Бомбе» - журнале революционной сатиры, она несла на себе отпечаток бесстрастия художника, что, несомненно, снижало силу обличительных картин войны. Одна деталь в портрете полководца наполняет жизнью картину начала гражданской войны в Италии в 49 году до н. э.:

    * Был тяжек стук мечей, и бронзы грозен звон,
    * И в терском пурпуре, склонив свой  череп,  голый,
    * С толпою ликторов, разгульной и веселой,
    * Направил Цезарь шаг коня чрез Рубикон…

Природа уже в раннем творчестве Багрицкого выступает не как фон, па котором развертываются не зависящие от нее события: она часто выполняет роль судьи, я, передавая ее состояние, Багрицкий произносит свой приговор происходящему. Так начинается в «Эклоге миру» рассказ о наполеоновском нашествии:

    * И вот в тумане, злом и солнцем обагренном,
    * От душных пирамид до голубых снегов,


 
* От Тибра пенного до рейнских берегов, * Ведомые Наполеоном, * С орлами галльскими идут в простор полки! * Но грозны россиян трехгранные штыки, * И падают, шурша, всемирные знамена * На снег, серебряной луною озаренный… «Мертвые звезды», плывущие «над обезумевшим от жаркой крови миром», вороны, кричащие «на сломанных крестах», густые капли «глухой крови», текущие на прозрачно-голубые русские снега, и медленно встающее «над черными лесами, в кровавой радуге, бушующее пламя», жуткий «в сумерках протяжный вой рогов», - таковы страшные приметы войны в одном из первых произведений Багрицкого, сочетающих в себе эпическое и романтическое начала. Любовь к природе сопутствовала развитию Багрицкого с ранних лет. Впервые романтические настроения и мечты вызвала у него красота черноморских просторов. Русские поэты - реалисты и романтики - Державин, Пушкин, Батюшков, Блок, поэты Франции и Бельгии - Локонт де Лиль, Эмиль Верхарн, Артюр Рембо, по-разному решавшие многие проблемы искусства, сходились в одном: они понимали, что искусство не подражание природе, но природа была для них щедрым и неистощимым источником прекрасного. В период возникновения множества модернистских направлений в литературе и живописи, когда усилия талантливых художников или энергичных подражателей приводили к разрыву с естественными красками, формами, линиями, к более или менее грубой деформации натуры, эстетическая позиция Багрицкого говорила не только о личном вкусе и культуре поэта, но и о сознательном развитии традиций гуманистического искусства. В противоположность многовековой традиции, в модернистских картинах и сочинениях наивно утверждалось господство техники над человеком, аргументированное заботой о приближении искусства к современности. Разложение естественных форм человеческого тола и других явлений природы при помощи математического анализа не дало, разумеется, синтеза математики с искусством (тем более что законы математики с незапамятных времен использовались в скульптуре, графике и живописи). Зато оно исключило возможность познания, исследования и оценки явлений объективного мира, предоставив произволу модерниста той или иной школы создавать «свой» мир по изобретенным им законам, заменять чувственное восприятие искусства разгадкой символических абстракций. Прекрасное, порожденное жизнью людей современного общества и предшествующих эпох, красота живой природы, заветы великих мастеров оказались при таком подходе к искусству абсолютно ненужными, а наиболее ретивые декаденты пытались объявить их даже вредными. Декадент перед лицом Аполлона уподобился приговоренному к смерти, из рассеченного горла которого «вырывается жуткий судорожный смех» . Компромиссное допущение некоторых примет живой природы (с ее естественным обаянием) в произведения деформирующего натуру «искусства» остановить этот процесс распада, безусловно, не могло.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Анализ стихотворения Багрицкого «Эклога миру». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Анализ стихотворения Багрицкого «Эклога миру»
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Анализ стихотворения Багрицкого «Эклога миру», Другие сочинения по русской литературе