А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Анализ творчества Дениса Васильевича Давыдова - сочинение

Имя Дениса Давыдова пользуется заслуженной славой в военной истории России. Участник Отечественной войны 1812 г., он был одним из инициаторов и организаторов партизанского движения. В русской военной науке нашли высокую оценку теоретические труды Давыдова по вопросам партизанской войны. Его военные мемуары являются ценным историческим источником для изучения эпохи 1812 г. В стихотворении Давыдова «Ответ» (1826, опубл. 1840) мы находим такое авторское самоопределение: «Я не поэт, я - партизан, казак». И тем не менее Давыдов был поэтом, ярким и оригинальным, занявшим свое особое место в литературе первой трети XIX в. Представитель старшего поколения (он был годом моложе В. А. Жуковского и на пятнадцать лет старше А. С. Пушкина), Давыдов выступал в печати с 10-х по 30-е годы.

В самом начале века получают широкое распространение в рукописном виде две басни Давыдова: «Голова и Ноги» (1803) и «Река и Зеркало» (1803; басня является переводом с французского, но дополнена оригинальной, политически острой концовкой). В басне «Голова и Ноги» автор проводит мысль о возможности расправы подданных с неугодным правительством. Это не было выражением

Анализ творчества Баратынского и Веневитинова целесообразно дать при изучении следующего периода истории литературы. революционной идеологии. Политические настроения Давыдова нужно связывать не с радищевской традицией, а с оппозиционностью военно-дворянских кругов, пострадавших от деспотизма и «пруссачества» при Павле I. Перемена царствования не привела к устранению военно-бюрократического режима, позднее принявшего нетерпимые формы аракчеевщины. Этим сохранялась основа для развития оппозиционных настроений среди передовых военных деятелей, составивших так называемую «русскую партию» во главе с М. И. Кутузовым, П. И. Багратионом, Н. Н. Раевским и другими хранителями «суворовского духа». Поэтом и военным публицистом этой группы был Давыдов. Декабрист В. И. Штейнгель в своих показаниях назвал басню «Голова и Ноги» в числе произведений, способствовавших развитию вольнолюбивых настроений среди будущих декабристов. Однако сам автор басни отказался вступить в тайное общество, не веря в скорое падение абсолютизма в России. За свои смелые стихи и неизменное осуждение аракчеевского режима Давыдов терпел служебные притеснения.

Как поэт Давыдов пришел в литературу со своим лирическим героем, со своим жанром, со своим стилем. Основная его тема - военная - была далеко не новой в русской поэзии. «Военная труба» звучала в многочисленных одах и эпопеях русского классицизма. Но Давыдов подошел к этой традиционной теме с иной стороны. Он поэтически раскрыл быт и психологию воина. В эмоциональной поэзии Давыдова, опирающейся на жизненный опыт автора, возникает оригинальный образ «гусара», лихого наездника и удалого рубаки, скрывающего, однако, под этой молодеческой внешностью благородные свойства воина-патриота, сознание воинского долга и воинской чести, мужество и бесстрашие, отрицание светских условностей и своеобразное вольнолюбие.


 
«Гусарство» Давыдова определило и особые формы его поэзии. Вместо героической эпопеи и хвалебной оды, этих основных жанров батальной поэзии классицизма, поэт создает жанр «гусарской» песни, свободной от ставшей трафаретом официальной героики, от декламационно-патетического стиля («Гусарский пир», 1804; «Песня», 1815; «Песня старого гусара», 1817). Нарочитая простота в трактовке военной тематики открывала в его песни доступ просторечию, военным профессионализмам, элементам солдатского фольклора. Этот демократический стиль сближал произведения Давыдова и Крылова. Гусарские песни Давыдова широко расходились в списках, но были напечатаны только в 1832 г. Поэзия героя-партизана отразила патриотический подъем антинаполеоновских войн. В этом был секрет большой ее популярности в свое время. Но патриотизм Давыдова не стал революционным. Узким оказался и диапазон его «гусарской» лирики, не отразившей патриотического народного подъема в годы Отечественной войны 1812 г. Не смог сделать этого поэт и в более поздних произведениях на ту же тему (отрывок «Партизан», 1826). Широкую известность получило одно из последних стихотворений Давыдова - «Современная песня» (1836). Автор выступил против либеральных общественных настроений, но направил основной удар против тех, кто на словах «корчит либерала», а на деле «мужиков под пресс кладет вместе с свекловицей». Он дал в руки демократов ряд острых сатирических формул для борьбы с либерализмом. Жанром песни не исчерпывается творчество Давыдова. Но и на традиционные жанры элегии, дружеского послания он наложил печать своей творческой индивидуальности, сообщив им характер своеобразного «гусарства». Оригинальны военно-мемуарные очерки Давыдова: «Опыт теории партизанского действия» (1821), «Дневник партизанских действий 1812 г.» (опубл. 1860). И здесь он в противовес официальной историографии стремится дать картину войны в ее будничной правде. А. С. Пушкин усматривал в этих очерках «резкие черты неподражаемого слога», а В. Г. Белинский ставил Давыдова в ряд с лучшими прозаиками русской литературы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Анализ творчества Дениса Васильевича Давыдова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Анализ творчества Дениса Васильевича Давыдова
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Анализ творчества Дениса Васильевича Давыдова, Другие сочинения по русской литературе