А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Анализ эпизода побега Жилина в рассказе «Кавказский пленник» - сочинение

Анализ эпизода побега Жилина даст возможность показать, как в прозаическом произведении эмоционально окрашенный пейзаж, увиденный глазами героя, позволяет проникнуть в его мысли и чувства. Все уже встречались с пейзажем в рассказе, но еще не умеют видеть функцию описаний. Но они могут сделать тонкие наблюдения, вообразить нарисованные картины, разделить нетерпение и тревогу Жилина. Обратим внимание нас на то, как передано состояние героя во время его пути с колодкой на ноге. Почему он так тревожно наблюдает за месяцем? Он торопится войти в лес, прежде чем месяц осветит дорогу. Почему же у нас возникает ощущение тревоги? Какие слова особенно помогают созданию такого настроения? Перечитаем отрывок: «Перешел он речку; побелел уже свет за горой. Пошел лощиной, идет, сам поглядывает: не видать еще месяца. Уж зарево посветлело, и с одной стороны лощины все светлее, светлее становится. Ползет под гору, тень, все к нему приближается.

Идет Жилин, все тени держится. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается; уж и направо засветились верхушки». Попробуем убрать в этом описании слова «еще», «уже» и «все» - без них уменьшится напряженность. Значит, они помогают передать через картину природы чувство напряженного ожидания. Но не только в них дело. Писатель с пристальным вниманием следит за каждым шагом героя, видит малейшие изменения вокруг - все это служит передаче настроения.

А теперь перечитаем, что увидел Жилин, когда месяц вышел из-за гор. «Бело, светло совсем, как днем. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам; как вымерло все. Только слышно - внизу речка журчит». Какое чувство передает эта картина? Все верно чувствуют, что Жилин остановился, поглядел вокруг, увидел, что никого нет; и ему стало спокойнее. И действительно, сравнивая два приведенных отрывка, мы увидим, что в первом, кроме уже указанного, напряженность создают глаголы. Во втором же отрывке глаголов почти нет, и это создает ощущение остановки. Речь здесь строится таким образом, что вторая фраза говорит о том, что уже сказано впервой, третья повторяет еще раз то же самое, только другими словами. Это повторение тоже создает впечатление остановки. И еще: в первом отрывке противопоставлены свет и тень, во втором тень исчезает, остается свет и тишина. Все это и передает смену настроения - от тревожного, напряженного ожидания к ощущению миновавшей опасности.

Так, не называя прямо мыслей и чувств Жилина, Толстой заставляет читателя вместе с героем пережить чувство тревоги и  успокоения. Обращая внимание  нас на подобные картины, будем учить их глубокому восприятию прозаического произведения.

Жилин получил письмо от матери, решил ее навестить, поехал впереди отряда и попал в плен. Вместе с другим пленным он пытался бежать, но был пойман. Наконец, с помощью Дины он возвращается к своим. Можно продолжить: «Мы видим, что события связаны между собой как бы в цепочку. Каждое новое происходит после предыдущего и вытекает из него, их нельзя переставить местами, нельзя выбросить одно, не повредив целого. Вот такая цепь событий, о которых рассказывается в произведении, называется сюжетом. Давайте убедимся, что события зависят друг от друга. Мы уже видели, что Жилин поехал вперед и поэтому попал в плен. Найдите еще такие поворотные моменты, от которых зависит дальнейшее».


 
Далее важно, понять роль сюжета. Объясним, что, во-первых, сюжет делает произведение интересным: следя за событиями, мы волнуемся, радуемся, страдаем вместе с героем. Во-вторых, сюжет помогает нам понять, что представляют собой люди, участвующие в событиях. В событиях проявляются смелость и доброта Жилина, трусость и эгоизм Костылина, самоотверженность и решительность Дивы. Размышляя, почему произошли такие события, мы учимся понимать жизнь и людей. В-третьих же, и это самое главное, сюжет помогает нам понять мысли автора. Писатель рассказывает нам о том, как подружились Жилин и Дина, а мы понимаем, что он тем самым доказывает, что люди разных национальностей могут жить в мире и дружбе. Так сюжет помогает писателю показать, что это такое: прекрасное, добро, истина, каким он хотел бы видеть человека. Мы называем «Кавказский пленник» рассказом. А что такое рассказ?». понимают, что рассказ обычно говорит о действительных событиях, что это небольшое произведение. Уточним: «Рассказ - это небольшое повествовательное произведение, в кем может рассказываться и о действительных, на самом деле бывших, и о вымышленных событиях». Затем можно прочесть статью о рассказе в учебнике и ответить на вопросы: чем отличается рассказ от стихотворения, от сказки, от басни? В чем смысл обращения к этому понятию при изучении «Кавказского пленника»? У нас уже сложилась различная установка при чтении произведений разных жанров: от сказки они ждут захватывающих приключений, от рассказа - правдоподобия. Но они еще не видят, что герои и события в рассказе специально придуманы автором, чтобы высказать свои мысли о жизни. Герои нередко воспринимаются ими как живые люди. Не разрушая живого восприятия ребенка, надо начинать учить его видеть за героями автора, который повествует о событиях, рисует героев и обстановку. Понятие о рассказе и служит этому, помогает уточнить установку на восприятие произведения как целого.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Анализ эпизода побега Жилина в рассказе «Кавказский пленник». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Анализ эпизода побега Жилина в рассказе «Кавказский пленник»
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Анализ эпизода побега Жилина в рассказе «Кавказский пленник», Другие сочинения по русской литературе