А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Василий Трофимович Нарежный (1780 1825) - сочинение

К числу значительных произведений реально-сатирической литературы изучаемого периода следует отнести роман В. Т. Нарежного «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова». В 1814 г. были напечатаны три части романа, а остальные три были запрещены цензурой и опубликованы только в советское время.

Связывая свое произведение с традицией знаменитого романа Лесажа «История Жиль Блаза из Сантильяны», автор сохраняет особенности авантюрного жанра. Герой претерпевает разнообразные приключения, что придает сюжетной интриге большую сложность и запутанность. В композиции романа причудливо переплетаются две основные линии: история героя, князя Чистякова, после того, как он, пережив ряд жизненных потрясений, начинает искать тихую пристань, и его предыстория - вся его предшествующая жизнь, постепенно им рассказываемая. Похождения героя сталкивают его с самыми разнообразными людьми, о которых автор повествует в особых вставных новеллах. Но под формой авантюрного романа в «Российском Жилблазе» читатель находит разнообразное реально-бытовое содержание, смелую сатиру на дворянско-чиновничье общество, на крепостничество.

Наиболее резкими чертами обрисованы в романе два характера: помещика князя Светлозарова и государственного деятеля князя Латрона. Первый так рассказывает о днях своей юности: «Главное упражнение мое было ездить с отцом на охоту; на досуге же я гонялся за дворовыми девками и, собрав слуг, велел им бить друг друга и не мог налюбоваться, видя кровь, текущую из зубов и носов, а волоса, летящие клоками. Отец дивился остроте изобретения сего и уверял, что я со временем буду великим человеком». После ссылки своего отца в Сибирь за преступно жестокое обращение с крепостными Светлозаров становится полновластным хозяином поместья, которое он проматывает за два года, после чего идет на всякие обманы и преступления, чтобы иметь средства на широкую жизнь. Именем князя Светлозарова он прикрывает свою настоящую, весьма выразительную фамилию - Головорезов. В образе светлейшего князя Латрона (от лат. 1ахго - разбойник) Нарежный рисует знатного и всевластного вельможу, «чей взор осчастливливал или погружал в несчастья», перед которым все трепетали и который, пользуясь своей властью, совершал беззаконные и преступные действия. Комментаторы полагают, что в лице Латрона Нарежный изобразил Г. А. Потемкина (действие романа относится к последней трети XVIII в.).

Сатирически обрисованы Нарежным и многие другие персонажи, принадлежащие к аристократической среде. Лицемерие, честолюбие, корыстолюбие, продажность, жестокость, безнравственность - таковы типичные черты высшего российского дворянства. Нарежный ярко изображает праздную, бесполезную жизнь господствующего класса, вызывающую со стороны писателя резко отрицательное отношение.

Снисходительнее относится Нарежный к провинциальному дворянству, где он находит добрых и честных Простаковых. Таков и его герой - нищий князь Чистяков; порядочный и совестливый по натуре человек, он постепенно подвергается пагубному влиянию «тщеславного и развратного света», пока, наконец, под воздействием ударов судьбы не отказывается от своих заблуждений.


 
Положительные персонажи в романе принадлежат к демократической среде. Таковы скромный труженик живописец Ходулькин, честный чиновник Грудовский, просвещенный купец Причудин, демократически настроенный хозяин небольшого винного погреба Савва Трифонович, добрый шинкарь Янька. С симпатией пишет автор о «прекрасном обществе», которое собирается на деревенских посиделках, В целом роман Нарежного, развивая традиции русской сатиры XVIII в., обличает пороки крепостнического общества и бюрократической системы. Эти обличения иногда звучат очень сильно. Так, один из героев с горечью восклицает: «Покуда встретишься с одним добрым и честным человеком, то тысяча плутов и жестокосердных окрадут тебя, умучат, высосут кровь и после будут тщеславиться, что не съели и с костями!» Но, приближаясь в некоторых красках, в отдельных интонациях к «Путешествию из Петербурга в Москву», Нарежный далек от революционности Радищева. В уста своего героя Нарежный вкладывает такую тираду: «Тогда свирепствовали в Польше внутренние мятежи, в Турции - война, в Швеции - голод; но я, вздохнув о бедствии страждущего человечества, говорил: «Сами виноваты! Зачем народ хочет больше значить, нежели должно? Больше быть счастлив, нежели можно? Безумствовать и за то мучиться есть удел бедного человека. Блажен, кто, подобно мне, нашей мирное пристанище, живет, довольствуясь малым и не стремясь овладеть тем, что простирается далее круга возможности»«. Чистяков иногда становится резонером. При его помощи автор высказывает свои мысли. Так, видно, обстоит дело и в данном случае. Скромному чиновнику-разночинцу Нарежному были свойственны демократические настроения. Однако он не стал последовательным демократом и его сатира носила моралистический характер. Общественные язвы, по мнению Нарежного, можно излечить просвещением, моральным воспитанием, насаждением таких добродетелей, как честность, гуманность, скромность, к чему могут оказаться восприимчивыми и представители господствующих классов. Большой интерес представляет появляющаяся в конце романа фигура «благородного разбойника» Гаркуши, которому впоследствии Нарежный посвятит особую повесть (неоконченную). Этот народный мститель так излагает мотивы, сделавшие его атаманом разбойничьей шайки: «Знал я и уверился, что многие богатые люди, избалованные счастьем, исполнены лжи, коварств, наглостей и всякого рода несправедливостей; знал я, что они попирают законы или обращают их только к погибели нижней части народа; знал я, что они облиты потом, кровию и слезами несчастных,- все сие знал я и восхотел быть судьею по праву, данному мне природою, по праву сильного!» Общественная несправедливость здесь осуждается, угнетение «нижней части народа» привилегированными сословиями вызывает протест. Но ни здесь, ни в повести о Гаркуше Нарежный не становится защитником крестьянского бунта. Характерно, что Гаркуша в данном случае понадобился для расправы с крестьянином, допустившим проявление корысти и несправедливости. Это заставляет разбойника признать, что и в «нижней части народа», как и в «части его угнетающей», могут встречаться люди порочные и несправедливые. Образ Гаркуши становился олицетворением абстрактной идеи общественной справедливости. В предисловии к роману автор кратко излагает принципы своей поэтики: «Правила, которые сохранить предназначил я, суть вероятность, приличие, сходство описаний с природою, изображение нравов в различных состояниях и отношениях». Эту установку на жизненную правду изображения Нарежный дополняет, однако, весьма старым правилом о необходимости «соединить с приятным полезное».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Василий Трофимович Нарежный (1780 1825). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Василий Трофимович Нарежный (1780 1825)
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Василий Трофимович Нарежный (1780 1825), Другие сочинения по русской литературе