А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
В чем же состоит трагическая вина князя Мышкина - сочинение

История взаимоотношений Мышкина с Настасьей Филипповной и Аглаей Епанчиной. Губительный кровавый исход изображаемой коллизии и погружение князя Мышкина в тьму идиотизма свидетельствует о трагедийном характере романа Достоевского. При отсутствии внутреннего разлада герой наделен трагической судьбой. Трагическое, как известно, предполагает свободное действие человека, самоопределение действующего лица, действие, закономерным следствием которого являются ужас, страдание и крушение. В трагическом совершается самоутверждение личности, ее духовного принципа или нравственного достоинства ценой собственной жизни. Объяснение в любви и предложение руки - это акт свободной воли со стороны князя Мышкина, тот акт свободной воли, в котором таилась роковая и непоправимая ошибка, породившая трагические последствия.

Скажем сразу: отдаваясь состраданию, князь допускает трагическую вину, с точки зрения автора, внося пафос личного чувства в сферу идейно-нравственного служения. Захваченный личным чувством, он не смог возродить, оскорбленную и униженную женщину, примирить ее с жизнью, подвести ее к «высшему синтезу жизни», открывавшемуся ему в предприпадочиыс мгновения. Он явился для нее не «князем-Христом», а завидным и возможным женихом и тем самым еще более углубил ее трагедию, ее мрачную болезненную сосредоточенность на себе, своим чувством только усилил в ней сознание своей недостойности, нечистоты. В сцене именин она усиленно повторяет, что она «уличная», «рогожинская», «бесстыдница», «Тоцкого наложницей была».

Отдаваясь взрыву гордости и наслаждения от обиды, бунтующая женщина уезжает с Рогожиным, с горечью переживает такое реальное и теперь из-за ее нечистоты невозможное счастье с князем. Она так мечтала о забвении прошедшего, о прекрасном, чистом, добром человеке, который полюбит и скажет: «Вы не виноваты, Настасья Филипповна, а я вас обожаю!» Она встречается с князем Мышкиным, и мечта осуществляется. Однако прошлое приобретает над ней неоспоримую власть й разделяет ее с князем, которого она полюбила со всей смутой и отравой ревнивых чувств. Но искренно убежденная в своей недостойности, она каждый раз, готовясь к венцу, жертвовала собою, соединяясь с Рогожиным.

Мышкин прекрасно понимал нравственно-психологическую трагедию Настасьи Филипповны. Он так говорил Аглае: «Эта несчастная женщина глубоко убеждена,, что она самое падшее, самое порочное существо из всех на свете. Она слишком замучила себя самое сознанием своего незаслуженного позора. О! она поминутно в исступлении кричит, что не признает за собой вины, что она жертва людей, жертва развратника и злодея; но знайте, что она сама, первая, не верит себе и что она всею совестью своею верит, напротив, что она… сама виновата». Лев Николаевич не мог разогнать этот мрак, потому что сам невольно пробудил в ней женское сердце. Прекрасно понимая все безмерное совершенство князя, несчастная тем острее страдала от сознания своего позора, нечистоты, мнимой порочности. К тому же в любви князя Мышкина она скоро почувствовала сожаление и прощение и не могла их принять по оскорбленной гордости. Рядом с преклонением перед князем в ней вырастала злоба: «О, как она смеялась со злобы; о, тогда она меня ужасно укоряла, в гневе, - и сама страдала! меня же обвиняла за то, что я высоко себя над нею ставлю…»



 
Эта реакция Настасьи Филипповны очень примечательна: не случайно любовь к князю осложняется злобой и подозрительностью. Самозащита самолюбия свидетельствует о том, как изменилось чувство князя к пей. В этом чувстве осталось лишь сострадание и навсегда исчезло восхищение, увлечение. Вернувшись в Петербург, Мышкин объясняет Аглае: «О, я любил ее потом она все угадала мне только жаль ее уже не люблю ее». Жалость к «несчастной», к «безумной» победила любовь, ту избирательную любовь, которая несет в себе личное начало. Князь Мышкин перестал любить Настасью Филипповну в силу непроизвольной победы сострадания как высокого душевного потрясения: «А ему, князю, любить страстно эту женщину - почти немыслимо, почти было бы жестокостью, бесчеловечностью». На первых порах он допустил эту «жестокость», эту «бесчеловечность», вовлеченный в круг восхищения ее трагической красотой. И своей любовью он пробудил в ней сердце, а сам угас под воздействием более мощной стихии сострадания, бескорыстной жалости. Вина князя в том и состоит, что в сферу чистого нравственного служения он привнес на первых порах личную эгоистическую заинтересованность и тем погубил возрождение нравственно искалеченной женщины. В этом смысле князю противостоит его же швейцарский опыт по спасению Мари, обольщенной и покинутой девушки, презираемой всеми. Принимая свою обездоленность как должное («сама считала себя за какую-то самую последнюю тварь»), она вместе с тем «ужасно страдала» от презрения окружающих, от разъединения с людьми. Бескорыстная любовь князя и детей явилась для нее источником радости и счастья: «Через них она умерла почти счастливая. Через них она забыла свою черную беду, как бы прощение от них приняла, потому что до самого конца считала себя великой преступницей». «Трагическую вину» князя Мышкина ученые пытаются видеть в том, что он «неожиданно» полюбил Аглаю и потому изменил намерению «спасать» Настасью Филипповну. Напомним читателям, что князь только тогда отдается любви к Аглае, когда понял свое бессилие нравственно возродить Настасью Филипповну: «Но я не могу любить ее, и она это знает!», «…она со мной погибнет, и потому оставляю ее». Он и в Петербург приехал с одним намерением уговорить ее за границу поехать для поправления здоровья и предполагал «все это без себя устроить», - как объяснял он Рогожину. Историю взаимоотношений Мышкина с Настасьей Филипповной и Аглаей Епанчиной нельзя понимать так, что сначала он полюбил одну, а затем другую. Любовь к той и любовь к другой с самого начала в нем сосуществовали вместе. Недаром на свидании у «зеленой скамейки» Аглая спрашивает князя: «и как могли вы меня полюбить; когда всего один раз меня видели?» Очень примечательно отвечает князь: «Я не знаю как. В моем тогдашнем мраке мне мечталась… мерещилась, может быть, новая заря». Любовь к той и другой вспыхнула в нем разом, в первые же моменты знакомства и разговора. Но любовь к Настасье Филипповне взяла верх в сердце князя, потому что она оказалась в сочетании с «страданием жалости». Уязвленный жалостью, князь сразу же предложил руку несчастной, которая к тому же поразила его «странной» красотой.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме В чем же состоит трагическая вина князя Мышкина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > В чем же состоит трагическая вина князя Мышкина
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему В чем же состоит трагическая вина князя Мышкина, Другие сочинения по русской литературе