А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Герои "Новых повестей» - сочинение



Герои "Новых повестей» несут черты романтической традиции, при всей критической направленности этой книги. В сборнике «Новые повести» Павлов начинает проникать в «невидимые основания» общества, показывает, как окружающая жизнь заставляет героев действовать и близко подходить к соблюдению принципа обусловленности характера средой. Сборник состоит из трёх повестей: «Маскарад», «Демон», «Миллион». В повестях Павлов стремился заглянуть в самые потаённые уголки человеческой души. Не случаен эпиграф, который поставил автор к «Новым повестям»: «Не испытуй сердца человеческого». Павлов Н. Ф. как бы хочет сказать читателю, что в современном обществе человеческое сердце, если его изучить и докопаться до сокровенных глубин и корней, часто представляет собой сложный и тёмный клубок всяких страстей и страстишек, подчас очень далёких от какого-либо благородства. По мнению исследователей как 19 века, так и 20 века, второй сборник лишён значительного общественного содержания, которым отличались «Три повести».

В повестях «Маскарад» и «Миллион» изображается светское общество. В описаниях бала, обстановки аристократического дома в эпитетах и определениях, которые щедро рассыпает Павлов, чувствуется известное любование изображаемым, чувствуется, что автор в значительной степени находится под обаянием этой среды, этого быта с его роскошью, его блеском. Сам Павлов зависел от светского общества, хотел в нём утвердиться, так как вышел он из бесправного сословия. Но блистательный, утончённый, манящий мир оказывается в то же время лицемерным, лживым, продажным, порочным. В повестях не раз подчёркивается могущество денег в обществе, где всё превратилось в товар, всё продажно. Н. Степанов пишет, что в «новых повестях» на первое место выдвигается нравоописательная сатира. В повести «Миллион» эта сатира направлена на обличение нравственной развращённости дворянского общества. Развращающая власть золота, торжество корыстолюбивых, алчных интересов, возникших в светском обществе как следствие новых, капиталистических отношений, - таков лейтмотив «Новых повестей».

В повести «Демон» – тема социального и имущественного неравенства. Здесь показаны переживания незначительного чиновника Андрея Ивановича. Повесть проникнута сарказмом. Едко высмеивает он уродливость и раболепие чиновников перед начальством. Обратимся к первой повести этого цикла – «Маскарад». Само название повести говорит о том, что всё обманчиво в этом мире. В повести идёт рассказ о молодом человеке, который имел богатство, знатность, но был окружён какой-то тайной. Эту тайну узнала из уст доктора графиня Ольга. В повести автор пытается воссоздать образ «странного человека», сделать своего героя как можно более жизненно достоверным, подчеркнуть в нём отсутствие гордого сознания своего избранничества: «Он стал в разряд людей обыкновенных».(81) Но его простые человеческие запросы вступают в непримиримое столкновение с условностями и пустотой света. Он чувствует себя более одиноким, «припадок странного сумасшествия терзал его душу».(82) Для окружающих он «непостижимый», «странный» человек. Долго и мучительно ищет Левин, герой повести, цели, которая оправдала бы его жизнь, - и не находит. Любовь, счастливое супружество, казалось, возродили его. Но и здесь Левина ждало разочарование, обман. Разбиты последние остатки веры в жизнь, даже для лучших из людей это не что иное, как «маскарадность». При той «маскарадности», которая существует в отношениях между людьми, крепкая семья, как доказывает Павлов, - невозможное счастье. Показательно, что подобная ситуация была воспроизведена Лермонтовым в драме «Маскарад». Между Арбениным и Левиным много общего: разочаровавшись в свете, они находят цель и смысл жизни в любви к женщине.

Однако герои обнаруживают обман: в драме – ложный, в повести – действительный – и в результате рушатся их надежды на возрождение. В борьбе романтических и реалистических тенденций в повести победу одерживает романтизм. Она изобилует такими атрибутами романтизма, как таинственные маски, предсказывающие судьбу героев, неожиданные сюжетные повороты, резкие контрасты, эмоционально насыщенные, повышенно красочные описания, портреты. В то же время Павлов делает шаг вперёд в раскрытии внутреннего мира героя, подготавливая возможность углублённой психологизации. Нарисовав подробную картину духовного умирания Левина, автор подчёркнуто скупо, и не развернуто, сообщает о его физической смерти: «Левин уехал куда-то умирать».(83) Левин – типичная фигура дворянской молодёжи 20 – 30-х годов 19 века. Павлов показал преждевременную «старость души» молодых людей. Левин погружён в мир личных переживаний, автор обличил мнимое глубокомыслие и нарочитую разочарованность, подчёркивал эгоистическую основу их мироощущения. Разочарованность – основная черта таких молодых людей. Они пресытились удовольствиями, разочаровались в жизни света, любви, в дружбе. Они получали светское воспитание, знали в совершенстве языки, умели прекрасно танцевать, но главная трагедия таких людей – невостребованность обществом. Недаром Левин задавал себе вопросы: «Чем же наполнить эту жизнь, какого рода деятельностью, каким занятием, какую выбрать цель?».(84) В образе главного героя Левина Павлов показывает эволюцию онегинского типа и предугадывает отличительные особенности лермонтовского Печорина. При создании образа Левина обнаруживается психологическая проницательность автора. Он окружает главного героя тайной, приковывая тем самым внимание читателя к необычному человеку. Как я уже отмечала, особенность прозы Павлова в сочетании, сплетении романтических и реалистических элементов. Поэтому, верно подчеркнув особенность характера этого образа, он использовал в его изображении романтические краски.



 
В 30-е годы 19 века широко распространён приём введения рассказчика. Этот приём помогал охарактеризовать персонажи с разных точек зрения. Всю историю Левина Павлов вложил в уста доктора, невольного очевидца всей жизни Левина. Доктор – только наблюдатель. Историю жизни главного персонажа он рассказывает предельно объективно. Характеристику светского общества дополняет фигура графини Ольги. Она – порождение этого общества. Воспитывали её в богатстве, в полной свободе, и она возомнила себя всемогущей, которой должны все поклоняться. Левина она заметила благодаря его таинственности, непреклонности. Узнав от доктора историю жизни Левина, графиня потеряла к нему интерес, тайна исчезла, этот человек стал для неё неинтересен. В повести ещё один персонаж, который дополняет и характеризует общество. Это жена Левина. Павлов показывает сосуществование в человеке противоречивых свойств характера. Жена Левина сочетает супружеское счастье с затаённой любовью к другому, от писем которого «веяло каким-то благоуханием, какими-то чудными минутами жизни…».(85) Герои повести лишены высоких общественных идеалов, они заняты только собой и безразличны к участи окружающих. Маскарадность нравов, ложь, лицемерие характеризуют атмосферу повести, однако изредка на страницах возникает образ иного мира, мира «лохмотьев», «уличной грязи», «бестолковых неурожаев».(86) Эти отступления немногочисленны, но они – то и приоткрывают позицию самого автора. Это ещё раз доказывает, что в творчестве Павлова переплелись романтические и реалистические элементы. Следующая повесть этого цикла «Демон». В повести возникает образ Петербурга николаевской эпохи. Картина города, огромного, блестящего и шумного, жестокого и нищего проходит перед нами. Основная тема повести – человеческое страдание, вызванное невозможностью существования в обществе, где унижена личность, где всё решает звание. Писатель срывает маски с современного ему чиновно – бюрократического общества, показывая, что в нём господствуют холодный эгоизм, корыстные расчёты, продажность, что здесь делают карьеру и добиваются успеха самыми отвратительными средствами. Герой повести Андрей Иванович занимает низкий чиновничий чин. Но его внешний вид вполне благополучен. Жизнь текла его однообразно: «Правильное течение жизни и привычка к правильности, формальности».(87) У Андрея Ивановича прекрасная девятнадцатилетняя женя, которую он приютил, дав ей крышу над головой и своё общество. Но Андрею Ивановичу хотелось перемен, в его голове стала появляться мысль о том, что он не хуже тех, кто выше его по рангу. Решился он на страшное, дьявольское: продать свою жену своему же начальнику. Демонический план Андрея Ивановича – сделать свою жену любовницей начальника – возникает из наблюдения отношений между людьми. Всё перевёртывается в мире, где господствуют деньги. Торговля женой – «порок» с точки зрения нормальных человеческих отношений – выступает здесь как «добродетель», потому что представляется бедному чиновнику единственным способом сделать счастливой жену, а самому превратиться в господина. Убедительно повествуя о влиянии Петербурга на чиновника, глубоко раскрывая сущность человеческого характера, Павлов не сделал произведение реалистическим, поскольку для автора осталась загадочной первопричина превращения. Павлов Н. Ф. показал в повести «Демон» психологию человека, доведённого нищенской жизнью до торговли чувствами человека. Последняя повесть цикла – «Миллион». Павлов психологически достоверно рассказывает историю взаимоотношений двух светских молодых людей, взаимоотношений, искажённых денежными расчётами. Это повесть о загубленных ложными отношениями чувствах, о проникновении буржуазных отношений в жизнь людей и высший свет. Герой действует в рамках вполне реалистического и очень характерного для Павлова событийного ряда: пройдя через многие испытания (богатством, знатностью, светскими соблазнами) и не утратив достоинства и благородства, он сталкивается с корыстью и прозаическим расчётом любимой женщины, что бесповоротно сокрушает его, приводя к нетипичному для русской классической прозы обрыву линии духовного развития. Герой «Миллиона» – удачливый коммерсант, а в душе мечтатель. Он стремится оградить свою жизнь от всесилия денег и незаметно для себя приходит к абсолютизации этой силы, пытаясь использовать деньги как меру человеческой искренности: предлагает героине миллион в обмен на откровенность: «Вы меня любите – деньги мои; не любите – они ваши».(88) Приём безымянного героя, не раз использованный писателем, показывает обобщённость образа, правдивость повествования. Обратим внимание на главную героиню повести – княжну Софью. Павлов показывает двойственность её характера: одна её черта – внешний лоск, английская роскошь, другая – русская беззаботность: «…взглянуло не простосердечное, не слабое, беззащитное существо, взглянула женщина, у которой в голове перебывало много мыслей, которая не без пользы обращается в обществе».(89) Княжна взяла деньги, предложенные главным героем, чтобы закрепиться в светском обществе, почувствовать власть над другими. Павлов действительно писал героев своей повести с натуры, он ничего не придумывал, описал то, как всё происходит в реальном мире. В романтической (по основным признакам) повести «Миллион» поведение героев ещё не обусловлено всей совокупностью жизненных обстоятельств, но повесть свидетельствовала о дальнейшем движении к реалистическому методу. Павлов Н. Ф. показал в своих повестях жизнь большого света, чиновников, армии, купечества, людей искусства, проявил интерес к темам социальным и этическим. В его творчестве романтические повести предельно приблизились к реалистической манере письма и психологизму. Повестями Павлова история жанра повести, точнее, история одной его разновидности как бы завершается, и это ещё раз напоминает о стремительности развития русской романтической повести. Стиль повестей Н. Ф. Павлова явно сочетает романтические приёмы в описании пейзажа, изображении внешнего портрета персонажей в сочетании с конкретными реалиями окружающей его жизни. В ходе анализа повестей Павлова я попыталась рассмотреть одну из малоисследованных сторон творчества этого писателя. Так, нам кажется, что одним из показателей движения Павлова от романтического стиля к реалистическому можно считать различную окраску метафор, эпитетов и сравнений. В основу такого сравнения я беру предложения, насыщенные излишне эмоциональной, восторженной или трагической окраской: «Закинут…на высоту бессмертного счастия или сбросят в пропасть бессмертных бедствий».(90) В работе я попыталась дать количественное сопоставление метафор, расширенных сравнений, эпитетов, несущих романтическую окраску и информационную окраску, оценивающие поведение. Как известно, эпитет – один из тропов, образное определение предмета, явления. Эпитет выделяет в предмете одно из его свойств, или как метафорический эпитет – переносит на него свойства другого предмета. Повести производили сильное впечатление языковым мастерством, своей отточенной стилистикой. Павлов насыщает свою речь многочисленными эпитетами, как бы играет их обилием, нанизывая один эпитет за другим: «Этот подарок, сработанный под знойным небом для сильной руки и раскалённой крови, посвящённый мщению, палач христианских голов. Модная игрушка воинственных щеголей Востока, лучшая жемчужина азиатского пояса, этот подарок был – ятаган».(91) Н. Ф. Павлов использовал в повестях, как и метафорические эпитеты, так и эпитеты, выделяющие одно из свойств предмета. Вот несколько примеров метафорических эпитетов: «Но провидение, испестрившее природу красноречивым разнообразием»(92), «Нет зажигательных стёкол, которые снова запалили бы охолодевшее сердце»(93), «Яркие лучи радости»(94), «Мрачное облако задумчивости»(95), «Мёртвые уста моих слушателей».(96) Этот список можно продолжать. Количеству метафорических эпитетов не уступает и другой их вид. Вот только некоторые из них: «Сильный характер»(97), «Пламенный взгляд»(98), «Какое-то глубокое презрение»(99), «Отчаянная решимость».(100) С большим мастерством использует Павлов в повестях расширенные сравнения как средство художественного образа. Сравнения могут выполнять изобразительную и выразительную функции или совмещать их обе. Павлов для характеристики героев использует два вида сравнений. Сравнения, выполняющие изобразительную функцию: "Юные волосы…были ярки цветом, как воронёная сталь»(101), «Редко оживлялись его большие томные глаза, но это походило на вспышку болезни».(102) Но гораздо больше сравнений, которые выполняют выразительную функцию: «Коллежский регистратор, исчадие чернил, рабочий грязных судов»(103), «Аристократки, полуразрушенные памятники пудры»(104), «Предметы…рождались и мёрли, как слава в наше время».(105) Всё это использовал Павлов, чтобы более точно дать характеристику изображаемым действиям, предметам.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Герои "Новых повестей». Поищите еще с сайта похожие.

Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Герои "Новых повестей», Другие сочинения по русской литературе