А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Гротеск как художественный прием в русской литературе (на примере произведений А П Чехова М Е Салтыкова Щедрина и Н В Гоголя) - сочинение


Смех облагораживает. Человек, способный смеяться над собой, над собственными недостатками, заслуживает большого уважения. Серьезный человек с неподвижным или суровым лицом не удостаивается зачастую ни симпатии, ни доверия.

Смех имеет и определенные психологические свойства. Например, он излечивает от грусти, печали, плохого настроения. Более того, он помогает избавиться от отрицательных качеств в характере человека. Так считали многие писатели, применявшие в своем творчестве сатирические приемы.

На протяжении развития человеческой цивилизации представители литературы и искусства постоянно использовали при создании своих произведений гротескное прочтение тех или иных социальных проблем. Вытаскивая на всеобщее обозрение какой-либо не слишком приятный факт, литераторы наделяли его такой силой основного, преобладающего качества события или человека, что он становился нереальным и воспринимался абсолютно абстрактно. Авторы использовали юмор, иронию, гиперболу и не менее часто гротеск. Гротеск— это художественный прием, основанный не просто на преувеличении каких-либо явлений, а на их доведении до абсурда. Зачастую при этом смешиваются противоположные понятия: реальность и фантастика, красота и уродство, трагедия и комедия.

С помощью гротеска очень объемно и выпукло представляется то, что высмеивается. При этом невозможно не заметить те явления, качества, которые автор хочет показать.
Многие писатели, в том числе Гоголь, Салтыков-Щедрин и другие, считали, что литература способна изменить человека, а они сами призваны создавать произведения, которые позволят читателю избавиться от отрицательных качеств. И помочь этому должен был смех.
Николай Васильевич Гоголь, создавая своего «Ревизора», полагал, что зрителю или читателю достаточно представить его недостатки в несколько преувеличенной, глупой и смешной форме, чтобы он задумался и начал постарался избавиться от них. Так появился город N, вобравший в себя особенности жизни русских городов и всего государства и принявший настолько четкие, яркие и характерные формы, что стал гротескным.

Известный лингвист В. В. Розанов выделил отличительные свойства гоголевского стиля: 1) речь различных литературных персонажей, характеризующаяся комическими признаками, высокой патетикой, уничижительными словесными приемами; 2) созданием неподвижных, мертвых, неживых портретов, обнажающих какую-то одну черту; 3) наличие развивающихся форм природы и других вещей. Даже при создании цикла «Миргород», характеризующегося определенными национальными мотивами, Н. В. Гоголь использовал преувеличение как основной прием, позволяющий выпукло обозначить ту или иную черту образа.


 
А вместе с ним, естественно, перетерпели определенные изменения и характеры людей, живущих в нем или приезжающих в него. Например, образ Хлестакова, в котором стали ярко подчеркнутыми все отрицательные черты, присущие светским молодым людям того времени. Здесь их желание казаться кем-то более значимым, их уже почти неосознанная привычка говорить неправду по любому поводу принимают чудовищные размеры. Хлестаков если и говорит слово правды, то делает это случайно, и оно тут же тонет в море лжи. Этот молодой человек путается в своих выдумках, забывает сказанное и в итоге выглядит очень глупым и пустым существом, каким он и является. После постановки «Ревизора» на сцене Гоголь был разочарован результатом и решил больше не обращаться к подобному жанру, так как люди, посмеявшись, не пожелали узнать себя в персонажах комедии. Но все же в «Мертвых душах» опять появляются гротескные фигуры, которые подчеркивают те идеи; которые хотел довести до читателя автор. Наиболее полно и ярко прием гротеска использует в своем творчестве Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Например, в «Истории одного города» и некоторых сказках все действие строится на фантастике и небылицах. Каждое лицо, каждый характер, каждая сцена доведены до абсурда и описаны столь яркими красками и столь четкими штрихами, что надолго откладываются в памяти читателя и мгновенно вспоминаются, если он сталкивается с подобным. Все метафоры и гиперболы, используемые Салтыковым-Щедриным, абсолютно понятны и просты и не требуют долгих размышлений над их сущностью. Например, в «Истории одного города» само название города — Глупов — не оставляет никаких сомнений в сущности его устройства и людей, живущих в нем (глуповцев), а уж краткие описания градоначальников, дающиеся автором, моментально представляют четкие образы этих людей. В сказках Салтыков-Щедрин тоже описывает реальную жизнь, используя, помимо приемов гротеска, еще и Эзопов язык. Антон Павлович Чехов в некоторых своих произведениях тоже использовал гротескные преувеличения. Правда, они скорее касались характера героев. У Чехова, в отличие от Салтыкова-Щедрина, никогда не появлялись абсолютно абсурдные, нелогичные ситуации, в которых, например, генералы вдруг оказываются на необитаемом острове или помещик обрастает шерстью. В рассказе Чехова «Смерть чиновника» говорится о том, что один человек настолько благоговел перед начальством, что, когда случайно чихнул на генерала, не смог этого пережить и умер. Автор довел обычное раболепство чиновников перед вышестоящими людьми до невообразимых размеров и выставил его на всеобщее обозрение. Эти писатели ожидали, быть может, что, увидев столь отвратительное изображение качеств, зачастую присущих ему, читатель устыдится и постарается избавиться от них. Но он все же предпочитает просто посмеяться и забыть о прочитанном. Хотя то, что гротескное изображение жизни вызывает смех, говорит о действенности этого приема, потому что никому не может показаться смешным что-то не соответствующее правде. Значит, гротеск в творчестве русских писателей представляет собой реальную жизнь, до предела заостренную на каких-либо ее явлениях.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Гротеск как художественный прием в русской литературе (на примере произведений А П Чехова М Е Салтыкова Щедрина и Н В Гоголя). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Гротеск как художественный прием в русской литературе (на примере произведений А П Чехова М Е Салтыкова Щедрина и Н В Гоголя)
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Гротеск как художественный прием в русской литературе (на примере произведений А П Чехова М Е Салтыкова Щедрина и Н В Гоголя), Другие сочинения по русской литературе