А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Краткое изложение романа Домбровского "Факультет ненужных вещей" - сочинение



“Факультет ненужных вещей” начинается с событий, которыми заканчивается предыдущий роман: найденное археологическое золото “уплывает” из музея, хранителя Зыбина под этим предлогом арестовывают (причем арест сулит в случае удачи “открытый алма-атинский процесс на манер московских”), подвергают следственной обработке, но освобождают, ибо в органах Алма-Аты началась чистка и во избежание больших неприятностей некоторых подследственных отпускают. В этом романе есть стихи (”Везли, везли и завезли…”, “Пока это жизнь…”), которые сам Домбровский называл прологом и эпилогом. Они как будто связывают воедино все темы романа и самой жизни автора. Выбор темы - право и общество - обусловливался авторским представлением о законе, об охране жизни общества, свободы человека от уродливых деформаций. В “Факультете…” деформированное общество исследуется кропотливо и последовательно, слой за слоем снимается порода, как при археологических раскопках.

В этом обществе нет никаких правил и норм, ни юридических, ни моральных: они упразднены. И когда Зыбин на допросе напоминает следовательнице Долидзе о правовых нормах, которые вырабатывались тысячелетиями, та с легкостью отвечает: “…Все это факультет ненужных вещей - наука о формальностях, бумажках и процедурах… А нас учили устанавливать истину”.  Последствия подобного отношения к закону страшны и необратимы. Домбровский предостерегал: “Во всей нашей печальной истории нет ничего более страшного, чем лишить человека его естественного убежища - закона и права… Падут они и нас унесут с собою. Мы сами себя слопаем. Нет в мире более чреватого будущими катастрофами преступленья, чем распространить на право теорию морально-политической и социальной относительности. Оно - вещь изначальная. Оно входит во все составы нашей личной и государственной жизни. Пало право, и настал 37-й год. Он не мог не настать. Если уничтожать не за что-то, а во имя чего-то - то и остановиться нельзя… Убивай, убивай, убивай! И остановиться невозможно. Просто не на ком: каждый труп врага - начало твоей смерти”.

Изображая механизм подавления личности, Домбровский показывает “странного” героя - Зыбина, который не прячет своих мыслей и суждений во время подлой и расчетливой охоты за инакомыслящими. Зыбин думает вслух, много и охотно рассуждает. Эта традиция русской классической литературы дает ощущение преемственности эпох. И не случайно писатель делает Зыбина хранителем древнейших ценностей человечества. Мысли и знания хранителя, мудрые, горько-ироничные, изящно-сдержанные, словно почерпнуты им из старинной библиотеки, где в тишине залов,  в мерцании свечей на полках стоят тисненные золотом древние фолианты.  Зыбин выбирает свой путь: несмотря на страдания и потери, он остается честен. Попав под пресс государственного механизма, герой не теряет умения любить, понимать, жалеть.  Свои душевные силы Зыбин черпает не только в самом себе, для него (как, впрочем, и для самого писателя) нравственной опорой было христианство. Работая над дилогией, Домбровский изучил огромное количество книг о зарождении христианства. В частности, его интересовал суд над Христом. Исследованием судебного процесса над Иисусом в романе занимается отец Андрей (он пишет книгу о далеких событиях). В процессе изысканий о. Андрей установил, что помимо Иуды был еще один предатель, не явный, а тайный, и что без него, без его показаний, не смогли бы осудить Христа. И кем был тот, второй, так и осталось тайной.

Сослуживец Зыбина Корнилов, попав в спровоцированную ситуацию, сначала пытается как-то лавировать. Но с организацией, сделавшей шантаж одним из методов своей работы, это не удается, и Корнилов становится осведомителем по кличке Овод. Домбровским подмечен парадокс: романтический герой становится предателем, потому что сам донос оказывается делом благородным в обществе классовой целесообразности. Судьба Корнилова и страшна, и жалка одновременно. Вспоминается эпиграф, взятый из Гоголя: “Он умер и сейчас же открыл глаза. Но он был уже мертвец и глядел как мертвец”. Давняя история тайного предателя вновь повторяется.

 
На заключительной странице романа писатель заставляет взглянуть на ту лавочку, где собираются вместе “выгнанный следователь, пьяный осведомитель по кличке Овод и тот третий, без которого эти двое существовать не могли”, не только с головокружительной высоты Марса, а именно с той, с которой можно увидеть и зэка, и стукача, и следователя - увидеть, понять, пожалеть. Использованный в структуре романа принцип антитезы позволяет выявить цветовое противопоставление символов и образов: образу женщины-Жизни (воспоминания Зыбина о любимой) противостоит образ женщины-Смерти (следовательница); миру живой природы - мертвящая тишина канцелярии; солнечным бликам южного моря - мрак тюрьмы; разноцветному гомонящему базару - мертвая роща, задушенная повиликой. У человека, несущего в мир зло, в глазах навечно застывает страх, и он навсегда теряет данную при рождении удивительную способность видеть мир в цвете. У Домбровского в “Факультете ненужных вещей” тонко прочувствована грань между художественной подачей материала и его публицистичностью. Тема деформации общества, попрания социальной справедливости, неуважения к человеку волновала и А. Солженицына в художественно-документальной эпопее “Архипелаг ГУЛАГ”. Но при сравнении этих двух уникальных произведений можно отметить соразмерную уравновешенность текста Домбровского и преобладающую публицистичность текста Солженицына. Заключительная фраза романа отличается от основного текста: * “А случилась вся эта невеселая история в лето от рождества Вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина в пятьдесят восьмое, а от Рождества Христова в тысяча девятьсот тридцать седьмой недобрый, жаркий и чреватый страшным будущим год”. Ниже стоят даты: 10 декабря 1964 - 5 марта 1975 г. и место написания: Москва.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Краткое изложение романа Домбровского "Факультет ненужных вещей". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Краткое изложение романа Домбровского "Факультет ненужных вещей"
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Краткое изложение романа Домбровского "Факультет ненужных вещей", Другие сочинения по русской литературе