А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Литературная теория народничества 1370—1880 годов - сочинение

С 70-х годов начался новый этап демократического движения «народничество». Он продолжался до конца XIX века. В 1868-1869 годах была напечатана в газете «Неделя» серия статей П. Л. Лаврова под названием «Исторические письма», а в 1869 году в «Отечественных записках» появился трактат Н. К- Михайловского «Что такое прогресс?». В этих трудах были сформулированы теоретические принципы революционного народничества 70-х годов.

Термин «народничество» обычно употребляется в широком и узком смысле.

В широком смысле народничеством называют разночинное освободительное движение на всем его протяжении от 40-х до 90-х годов. Сущность движения заключается в борьбе за интересы крестьянства, против крепостничества и его остатков и одновременно в теоретической разработке идей «русского общинного социализма». Эти идеи разрабатывали с начала 3850-х годов Герцен, потом Чернышевский. С различными видоизменениями они встречаются позднее во всех разветвлениях народничества.

Широкое понимание народничества нужно сохранить в науке. Оно позволяет видеть связь между народничеством в целом и входящей в него частью «высокой» демократией 60-х годов, внимательно относиться к демократическому содержанию народничества, этой буржуазно-демократической идеологии, столь органически соответствующей точке зрения разночинца. Ее сущность- «в представительстве интересов и идей русского мелкого производителя». Народники всегда проповедовали в своих теориях, начиная с 1861 года, некапиталистический путь для России.

Но закрепилось и другое значение термина «народничество», к более узком и как бы в «собственном» смысле, применительно к тем этапам развития разночинной идеологии, выражавшей крестьянские интересы, которые берут свое начало после «шестидесятников», где-то на грани 60-х и 70-х годов. Сам термин «народничество» возник только к середине 70-х годов. В 1876 году в Петербурге была создана революционная организация «Земля и Воля», программу которой стали называть «народнической», а участников общества «народниками». Вера Фигнер свидетельствует: «Раньше это название нами не употреблялось» («Запечатленный труд»).

Почему в это время появилось народничество? Реформа 1861 года изменила все условия жизни в России. В стране наметился спад революционной волны. Народники упорно проповедовали идеи русского утопического, общинного социализма, опиравшегося на определенные исторические предпосылки. Народничество сделало крупный шаг вперед, поставив перед общественной мыслью вопросы развития капитализма в России. «.Постановка этих вопросов есть крупная историческая заслуга народничества…». Семидесятые годы - самый героический период в развитии народничества, породивший «хождение в народ», подпольную практическую революционную деятельность «Земли и Воли», а затем «Народной воли», создавший небывалые еще по конспирации, волевой целеустремленности организации профессиональных революционеров. Вопрос о свободе народа был тесно ими связан с вопросом о его экономическом освобождении (земля и воля).

В литературе возникла особая «народническая» ветвь, специально и подчеркнуто занимавшаяся изображением жизни «мужика» (Каронин, Наумов, Златовратский). Литературное народничество представляет собой одно из течений внутри реалистического направления. В основном оно разделяло его принципы, но иногда отвлекалось в область романтической идеализации русской деревни или в очерковый описательный натурализм. Хотя теоретики народнической литературы сравнительно меньше интересовались эстетикой и критикой, чем демократы 60-х годов, все же они внесли свой вклад в разработку программы реалистического направления.


 
Мы выделим для рассмотрения статьи Михайловского и Скабичевского, в основном выступавших в русских легальных журналах «Отечественные записки», «Русская мысль», «Русское богатство». Николай Константинович Михайловский (1842-1904). Наиболее видным теоретиком и литературным критиком народнического течения был Михайловский. Он печатался в популярных журналах «Отечественные записки» (1868-1884) и «Русское богатство» (1894-1904). Михайловский обладал ярким темпераментом публициста и критика. Он выступал постоянным обозревателем литературных новинок, истолкователем крупнейших современных писателей. С 1877 года стал одним из редакторов «Отечественных записок». В своих воспоминаниях Михайловский пытался сгладить противоречия, которые были у него с Щедриным. Но следует признать, что в широком, смысле демократическая платформа у них была во многом общей. Михайловский был связан с подпольной организацией «Земля и Воля», сотрудничал в нелегальных изданиях «Народной воли». Горький ценил смелость, с какой Михайловский старался вызвать сочувствие в обществе к нелегальным революционерам. В трактате «Что такое прогресс?» Михайловский стремился вернуть внимание общественности к социальным проблемам. Михайловский усмотрел определенный классовый эгоизм в распространявшихся тогда эстетических утверждениях Герберта Спенсера, что искусство есть игра, воспроизведение абстрактных законов контраста. Но Михайловский сам тут же сползал к идеалистическому субъективизму и социологизму, полагая, что свой суд над жизнью человек совершает, исходя из «идеалов нравственности», а нравственность разъяснялась Михайловским в свете им же самим составленной абстрактной «формулы прогресса». Приведем эту знаменитую формулу, в которую, как в Алькоран, веровали молодые поколения 70-80-х годов: «Прогресс,- писал Михайловский,- есть постепенное приближение к целостности неделимых, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно все, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно только то, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов». Что же означала эта формула? Михайловский поставил во главу угла рассмотрение интересов абстрактной личности, весь ход его мысли приобрел морализаторский характер. Михайловский предлагал заменить разделение труда между людьми разделением труда между их органами, чтобы сохранить всесторонность, гармоничность человеческой личности. Прецеденты такой гармонии он находил только в прошлом, в патриархальном хозяйстве, отсюда его любовь к общине. Когда-то Белинский разрабатывал проблему свободы и необходимости, искал объективные исторические и эстетические критерии, опирался на диалектику Гегеля. Михайловский от всего этого отказался. «Сфера практической мысли»,- говорил он,- мало терпит «теорию необходимости», ее можно «доказать только задним числом». Знание исторических условий для оценки деятельности личности необходимо, но столько же необходимо и знание внутренней ценности человека. Но что такое внутренняя ценность? Михайловский далек от понимания личности как продукта среды. Он не может связать воедино личность и общество, обстоятельства и волю. Детерминизм Михайловский отождествлял с фатализмом и считал, что оба они не оставляют места для свободы воли. Михайловский боролся за «двуединую» правду, соединяющую в себе «правду-истину» и «правду-справедливость». Он настаивал, что «правда-истина» неразлучна с «правдой-справедливостью». Исходной для практической революционной деятельности оказывалась вторая, моралистическая справедливость, по-своему понятая свобода личности, ее интересы и права.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Литературная теория народничества 1370—1880 годов. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Литературная теория народничества 1370—1880 годов
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Литературная теория народничества 1370—1880 годов, Другие сочинения по русской литературе