А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Литературные жанры древнерусской литературы - сочинение



В Киевской Руси достаточно быстро возник свой жанр литературы — летописание (как жанр, а не исторические записи), в таком виде не известный ни в Византии, ни в Болгарии. Летописи — это не только исторические, а и литературные произведения, сказания, былины, народные рассказы, посольские заметки, легенды. Сохранилось около 1500 летописных списков, что является огромным достоянием культуры восточнославянских народов. Вообще древнерусские летописи — это чрезвычайно ценный исторический источник, из которого можем узнать об отдельных деталях событий и процессов, больше нигде не освещенных. Однако в тексты летописных сведений часто вносились обусловленные политической конъюнктурой изменения. При изменении политического курса или ситуации летописи полностью переписывались, иногда поспешно, а кое-где, возможно, и основательно.

Делалось это почти так часто, как часто изменялась власть на великокняжеском престоле, а при условиях беспрерывных междоусобиц с конца 30-х годов XII ст. это стало будничным событием. Враждующие князья и целые княжеские линии, в частности, “мономаховичи” и “ольговичи”, которые выступали заказчиками подготовки летописных редакций, не могли безразлично обходить процесс летописания и настаивали на необходимости идеализации своей династической ветви и осуждения своих конкурентов. Летописи создавались на основании многих разнообразных источников, а составителями таких хроник чаще всего были монахи. Прежде всего, они старались использовать Библию, а потому очень часто начинали описание с короткого рассказа основных ветхозаветных событий: о первых людях, Великом потопе, расселении сыновей Ноя по свету и т.п. Эта стабильная часть исторической передачи, независимая от изменений в общественной жизни, имела целью предоставить такой же авторитет стабильности дальнейшим событиям, вплоть до современного времени летописцев включительно.

Величайшим историческим произведением Киевской Руси и величайшей отечественной летописью среди сохраненных временем является “Повесть временных лет”, написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором 1113 г. Ею начинаются почти все древнерусские летописи, которые дошли до нашего времени. К этой летописи вошли все предыдущие своды и разные дополнения, сделанные самим Нестором и его предшественниками. Впервые сделана попытка определить место Киевской Руси в общеисторическом процессе, связать ее историю с мировой.

“Повесть временных лет” показательно воплощает существенные черты, присущие всей древнерусской литературе: религиозность, патриотизм, морализаторский характер. “Временный”, т.е. не постоянный, преходящий, недолговечный характер имеют все события земного мира. Вместе с тем, поскольку все на земле находится под зорким глазом Божьим, эти события — последствие божественного провидения, а не случайное стечение обстоятельств. Поэтому главной задачей монахов-летописцев является “разъяснение” на историческом материале высшей воли. При этом летописец остается патриотом своей земли, который не может не демонстрировать определенные симпатии соотечественникам. В деталях, с едва скрытым увлечением извещает он об удачных походах киевских языческих жен против христианского Константинополя и о размерах дани, которую должны были платить руссам императоры.

 
Анализируя содержание произведения, укажем, что оно дает все основания считать очевидным факт старания культурных кругов оказывать содействие образованию на большой территории Киевской Руси единой нации. Формирование нации современными социологами считается завершенным с появлением национального самосознания как общего для определенного этноса мировоззрения, которое отражает общие экономические, политические, духовные стремления и отделяет “свое” от “чужого” в исторической перспективе: в проекциях прошлого и будущего. Во времена Средневековья такие проекции нуждались в религиозном обосновании, а потому составитель “Повести временных лет” много внимания уделяет именно истокам славянского христианства, тем не менее, неоднократно затрагивает и собственно этнические проблемы. Историческая заслуга летописца Нестора заключается в том, что он создал вторую, после Иллариона, концепцию осмысления древнерусской истории и выдвинул вопрос о введении истории Руси во всемирную историю. В центре политической истории эпохи Нестора актуальным оставался вопрос о независимости Руси от Византии, ее культурная самобытность. Ценной памяткой староукраинского писательства является “Поучение Владимира Мономаха своим детям”, написанное в начале XII ст. Князь Владимир Мономах — одна из величайших фигур княжеских времен, сын высокообразованного князя Всеволода, который славился знанием пяти языков. От отца Владимир перенял большое увлечение книжками и образованием. На киевском престоле он находился 1113—1125 гг. В произведении можно выделить три отдельных части. В первой автор от лица князя Ярослава Мудрого обращается с посланием к его сыновьям, призывает жить в мире и любви, не переступать границы. “Если будете жить в ненависти и в раздоре, — отмечается в послании, —то сами погибнете и потеряете землю родителей и дедов своих, приобретенную их собственным трудом”. Во второй части произведения автор рассматривает обязанности относительно ближнего и повинности доброго хозяина. Он приказывает помогать бедным, опекать вдов и сирот, запрещает карать смертью: “Ни невиновного, ни виновного не убивайте и не говорите убивать”. В третьей части Владимир Мономах рассказывает о разных приключениях и опасностях в своей жизни, из которых он вышел целый и здоровый. Причиной, по его мнению, является то, что без воли Божьей в мире ничто не происходит. Итак, в “Поучении Владимира Мономаха” прослеживается светский, хоть и заимствованный из Псалтыря, вариант христианской морали. Богатством художественных приемов красноречия отличаются произведения епископа Кирилла Туровского. Автор многих повествований и поучений откровенно высказывается в пользу свободы воли человека, понимая ее как свободу выбора между добром и злом. Выдающимся философом и литератором Древней Руси был Даниил Заточник (конец XII -начало XIII ст.), предполагаемый автор “Слова Даниила Заточника” (в другой редакции — “Моления Даниила Заточника”). Он высоко ценит ум и мудрость человека, часто ссылается на притчу царя Соломона из “Ветхого Завета”, использует афоризмы античных философов — Плутарха, Демокрита, Диогена, Геродота, Аристотеля, Пифагора и др. После внедрения на Руси христианства появился новый вид литературы — жития святых (агиография). В этих религиозно-биографических произведениях рассказывалось о жизни мучеников, аскетов, церковных и государственных деятелей, объявленных церковью святыми: Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского, князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком, основателя Киево-Печерского монастыря Антония Печорского. В житиях описывались исторические события тех времен, моральные, философские, эстетичные представления, они представляют ценные информационно-исторические источники. Например, в “Житии Феодосия Печерского” ярко отображен монастырский быт конца XI ст., норовы, обычаи и т.п.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Литературные жанры древнерусской литературы. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Литературные жанры древнерусской литературы
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Литературные жанры древнерусской литературы, Другие сочинения по русской литературе