А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Мотив поисков счастья в сюжете «Слепого музыканта» - сочинение



Формы выражения авторского сознания у писателя различны. Нередко он использует композиционный прием «рассказ в рассказе» («Убивец», 1882; «Федор Бесприютный», 1885, и др.). Прямая речь персонажа, сопровождаемая авторским комментарием, позволяет передать определенный уровень сознания рассказчика, понять его внутренние побуждения. Так построен рассказ «С о к о л и н е ц» (1885), который Чехов считал самым выдающимся произведением последнего времени. Герой рассказа — бродяга Василий, бежавший некогда с Сахалина. В Якутии он остепенился, имеет хорошее хозяйство, но с воодушевлением вспоминает о своем побеге, о неимоверных страданиях, которые выпали на долю ему и его товарищам. Рассказ Василия, в котором ясно ощущаются фольклорные мотивы, построен по законам романтической эстетики. Случайная встреча с сахалинцем («соколинцем») произвела громадное впечатление на автора, который, попав в Якутию, погружен в глубокую тоску, испытывает поначалу лишь чувства одиночества и глубокого отчаяния. Рассказ Василия показался ему, человеку романтического склада души, внутренне очень близким —- «не трудностью пути, не страданиями, .даже не «лютою бродяжьей тоской», а только поэзией «вольной волюшки».

Те же проблемы, только па другом материале, раскрывал Короленко в рассказе имеющем явную автобиографическую основу (город Княже-Вено, где происходит действие, очень напоминает Ровно; в образе судьи воплощены некоторые черты отца писателя). Здесь, как и в произведениях сибирского цикла, в центре внимания автора романтические образы «отщепенцев», «отверженных», отрицающих своим образом жизни обывательское существование. Герои Короленко, попавшие па социальное «дно», изображены гордыми, независимыми, наделенными чувством собственного достоинства и свободолюбия. Особенно выделяется в этом отношении прекрасно образованный пан Тыбурций, наделенный большим умом и жаждой справедливости. Пыло в «дурном обществе» что-то призывное, манящее — то, что привлекало вполне благополучного сына судьи Васю. «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»,— говорит ему пан Тыбурций, справедливо полагая, что новые впечатления помогут мальчику лучше разобраться в жизни, многое переосмыслить, отбросить устойчивые предрассудки и предубеждения. Общение с новыми друзьями Валеком и Марусей, к которым он успел привязаться, приводит сына судьи к новым представлениям о человеческих отношениях, заставляет его задуматься над многими явлениями действительности. В «дурном обществе» ему открывается теперь истинная трагедия.
Традиционным для русской литературы был мотив прозрения, «воскресения», если пользоваться образом Л. Толстого. В рассказе Короленко впервые раскрываются глаза на социальную несправедливость не у взрослого человека, а у мальчика. Он начинает лучше разбираться в людях и даже в собственном отце, который ранее был ему чужд и непонятен.




 
Мрачная тональность, свойственная рассказу, находит выражение в соответствующих языковых средствах, используемых писателем. Серый цвет, которым окрашено все повествование, достигает особого идейно-эстетического напряжения в образе серого камня, который губит маленькую Марусю. Мотив поисков счастья, заложенного в самой натуре человека, проходит через все творчество Короленко. Он стал основным и для «Слепого музыканта» (1886). История слепого мальчика Петра Поиельского по замыслу писателя соотносилась с сложными нравственными поисками интеллигентной молодежи 80-х годов. Впоследствии Короленко писал, что в «Слепом музыканте» «отразилось романтическое настроение» его поколения. Художественная логика «Слепого музыканта» должна была привести читателя к мысли, что даже человек, жестоко обиженный природою, в состоянии побороть эгоистическую сосредоточенность на своем несчастье, что и для него существует не только возможность, но и необходимость стремления к свету, к полноте человеческого счастья. Духовное прозрение героя происходит в результате понимания им того, что он и его талант нужны людям. В повести раскрывается диалектика сочетания природного и общественного начал в человеке. Короленко убежден в недостаточности только рационального, просветительского, «головного» объяснения жизни и человека. Так, дядя слепого мальчика Максим, создавая программу его воспитания, во многом совершенно справедливую, пытается все же ограничить сферу интересов своего воспитанника лишь узкими границами доступного ему мира. С изумлением останавливается Максим с его трезвым рационализмом перед непонятными для него тайнами человеческого духа, романтической по своему характеру жаждой «непостижимого». «Слепой музыкант» во многом создан Короленко на основе принципов романтического искусства. Об этом свидетельствуют исключительность сюжета повести, тема преобразующей роли искусства, ярко выписанный романтически приподнятый образ старого гарибальдийца дяди Максима, подчеркнутая связь с устным народным творчеством (воздействие на героя украинской народной музыки), эмоциональный пейзаж, в котором писатель выделял звуковую, музыкальную сторону, ассоциативная связь образов (света, звука, цвета), возвышенно-поэтический стиль повествования и т. д.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Мотив поисков счастья в сюжете «Слепого музыканта». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Мотив поисков счастья в сюжете «Слепого музыканта»
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Мотив поисков счастья в сюжете «Слепого музыканта», Другие сочинения по русской литературе