А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Роль природной стихии и его в раскрытии проблематики произведений русской классики - сочинение

В ряде произведений русских писателей огромную роль играет природа. В произведениях писателей-классицистов природа являлась лишь красивым декоративным фоном. Сентименталисты же, романтики, реалисты вводили в свои произведения пейзажные зарисовки не просто ради декорации: у них природа часто является полноправным действующим лицом, входит в систему образов произведения, радуется и страдает вместе с его героями, а нередко служит олицетворением душевной борьбы, настроений персонажей. В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» развивается идея внесословной ценности человека. Не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству - вот главные человеческие достоинства. Героиня повести - трудолюбивая, чистая девушка, христианка Лиза - принадлежит низшему сословию. Она вынуждена работать, не покладая рук, чтобы им с матерью не умереть с голоду. Влюбившись в молодого человека, Эраста, аристократа по происхождению, греясь в лучах его любви, Лиза теряет голову. Забыв обо всех своих принципах, о христианском веровании, не позволяющем интимных отношений, если мужчина и женщина не венчались в церкви, Лиза отдается Эрасту.

И в эту минуту падения девушки природа ведет себя так, будто и сочувствует Лизе, и в то же время осуждает ее. На небе «ни одной звездочки не сияло», мрачным был этот вечер. Более того, - через некоторое время «блеснула молния и грянул гром». «Грозно шумела буря, дождь лил из черных облаков - казалось, что натура сетовала о потерянной Лизой невинности». «Лиза вся задрожала. «Эраст, Эраст! - сказала она. - Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!».

В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи - это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

В начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу…по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…»

Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Одна из основных пейзажных функций в романе «Герой нашего времени» - более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист», «Тамань», «Княжна Мери»).



 
Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», - пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой. Природа в романе постоянно противопоставляется миру людей с их мелкими страстями, причем стремление Печорина слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Пейзажи, принадлежащие перу главного героя, полны движения - такие описания подчеркивают внутреннюю энергию героя, его постоянное напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний. Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора. В начале второй главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» большую роль играет стихия. Направляясь в Белгородскую крепость, Гринев сбился с пути. «Мрак», «вихорь», «ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным». Свирепствующий буран кружит сбившихся с пути путников и их ямщика по «снежной пустыне». Этот буран явился сюжетообразующим звеном в произведении: именно в этой обстановке разбушевавшейся стихии происходит знакомство Петра Гринева с «вожатым», который помог путникам найти дорогу и который оказался ни кем иным, как Пугачевым. Кроме того, разбушевавшаяся стихия как бы является грозным предзнаменованием народной войны, которая всколыхнет Россию, принесет с собой много волнений, бед, слез… Символично и то, что человек, которого встречает Петр Андреевич во время бурана - Пугачев, то есть человек, ставший главарем, инициатором народной войны… Важную символическую нагрузку содержит пейзажная зарисовка в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В этой связи представляется важным упомянуть также о величайшем памятнике древней русской литературы - «Слове о полку Игореве». Природа предсказывает князю Игорю, собравшемуся в поход против половцев, неудачу и несчастье. Природная стихия «взволнована»: «волки угрозою воют по оврагам, клекотом орлы на кости зверей зовут, лисицы брешут на червленые щиты». Природа предсказывает беду и героям «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В тот день, когда в дом супругов Калашниковых пришла беда: когда опричник Кирибеевич своим легкомысленным, опрометчивым поступком разрушил счастье этой купеческой семьи, вдруг разнепогодилось, «метелица разыгралася»: «тучки на небо набежались», а ближе к вечеру повалил такой снег, что «следа человеческого» не стало видно. Таким образом, мы видим, что в этих произведениях разбушевавшаяся стихия играет большую роль: является предзнаменованием будущих, грозных событий; страдает вместе с героями произведений.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Роль природной стихии и его в раскрытии проблематики произведений русской классики. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Роль природной стихии и его в раскрытии проблематики произведений русской классики
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Роль природной стихии и его в раскрытии проблематики произведений русской классики, Другие сочинения по русской литературе