А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Система ценностей в пословицах русского народа - сочинение


В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть
путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность,
сформировать систему ценностей младших школьников.
Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в
котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в
более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за
спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более
высокого порядка".(14,с.74). Сперри обосновал необходимость создания
аксиологической науки, исследующей предмет универсальных ценностей,
обеспечивающих целостное благополучное существование человека и мира. Более
того, он доказал в ученом мире положение, что только ценностный подход -
только создание новых этико-моральных ценностей - способен свести все
научные знания к единственной "теории всего".

Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные
опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных
испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление
оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом,
нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

Термин «аксиология» - вошёл в оборот в начале века. Авторство
принадлежит П. Лапи и Э. Гартману, они обозначили им новый и ставший
самостоятельным раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. В
России вплоть до начала 60-х годов аксиология находилась под официальным
запретом как буржуазная “лженаука”. В 1960 г. была опубликована монография
В.П. Тугаринова “О ценностях жизни и культуры”, положившая начало
разработке основных аксиологических понятий. Затем появились десятки статей
на эту тему и работы: Василенко В.А. «Ценность и оценка», Дробницкий О.Г.
«Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия»,
Столович Л.Н. «Природа эстетической ценности» и другие. "Ценность - это
реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и
практические установки людей", - писал российский философ И.Т. Фролов. А
потому, представляет важность и интерес изучать " аксиологию - науку о
ценностях жизни и человека, содержание внутреннего мира личности и ее
ценностные ориентации".

Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом
характеризуют определённый уровень развития общества. Повышенный интерес к
моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой
культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на
уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных
человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки
окружающих, отношения между людьми – всё впитывает в себя ребёнок,
наблюдая, слушая, читая. В пословицах и поговорках запечатлен весь
познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические,
художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения
народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и
антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все
тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и
отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко
известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, ее
история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове». (65, с.296).
Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу - родной
язык, остались бессмертными».

«Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые
пословицы и поговорки…Напрасно думать, что эта литература была лишь
плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она
становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической
памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким
содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам,
связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» (66,
с. 17). Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть
фольклора. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное
для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в
себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа
о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге,
родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание
фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в
конечном итоге о самом себе.

Этнографы, этнопсихологи говорят об устойчивых особенностях
национального поведения, не подверженных господствующим в тот или иной
исторический период идеологии, политическому устройству, о неизменности
определяющих духовную жизнь нации археотипов – способах связи образов,
лежащих в основе творческого понимания мира и передающихся из поколения в
поколение. Своеобразие и стабильность менталитета той или иной нации,
этническая доминанта, по выражению Л.Н. Гумилёва, базируется на некоей
совокупности национальных ценностей, ориентация на которые определяет
вектор поведения людей в ситуации исторического выбора. Ценность – это
понятие, используемое в гуманитарных науках для обозначения явлений,
объектов, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе
общественные идеалы и выступающие как эталон должного.

Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее
смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и
каждого события, и каждого поступка.



 
Н.О. Лосский. Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а знание объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идёт о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаём и отрицаем. Такие ценности могут иметь как общечеловеческий характер, так и конкретно- исторический, т.е. быть значимым для отдельной человеческой общности в определённый период её исторического развития. Основные свойства ценностей и ценностных отношений по концепции профессора Г.П. Выжлецова: "1) Исходная особенность ценностных отношений в том, что они включают в себя... желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным стремлением; 2) ценности не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы и от самого себя, а напротив, объединяют, собирают людей в общности любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом, включая, как говорил П.А. Флоренский, в это единство человечности весь мир; 3) ценностные отношения являются для людей не внешними и принудительными, а внутренними и ненасильственными; 4) подлинными ценностями, например, совестью, любовью или мужеством, нельзя завладеть с помощью силы, обмана или денег, отобрать их у кого-либо так же, как власть или богатство".(13, с.17) Г.П. Выжлецов считает, что ценности выражают определенные типы отношений между людьми, и именно таких отношений, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы и от самого себя, а напротив, объединяют людей в общности, такие, как семья, народность, нация, общество в целом, включая, как говорил Флоренский, в это единство человечности весь мир. Характер базовых ценностей, присущих той или иной нации, складывается в течение длительного времени и зависит от многих факторов. Во-первых, это природные характеристики той территории, на которой нация сформировалась, для России – это фактор огромного пространства суровой северной страны. В начале 19 века П.Я. Чаадаев писал: «Есть один факт, который властно господствует над нашим историческим движением, который красной нитью проходит через всю нашу историю, который содержит в себе, так сказать всю её философию, который проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер, который является в одно и то же время и существенным элементом нашего политического величия и истиной нашего умственного бессилия: это факт географический».(67, с.48). Во-вторых, сама история существования русского государства, многонациональный состав его населения и постоянная необходимость обороны от внешних врагов. В-третьих, преимущественный характер хозяйственной деятельности русских (исконно Россия – аграрная цивилизация) и сложившийся на основе этой деятельности тип жизнеустройства. В-четвёртых, историческая роль государства, его патерналистский характер, обусловленный необходимостью обеспечить выживание каждого человека в суровых природных условиях. В-пятых, это философские, этические, эстетические постулаты православия – религиозного мировоззрения русского человека. Это далеко не полный список факторов, обусловивших особенности представлений русского человека о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ценностные ориентации являются важным компонентом передающегося по наследству традиционного знания каждого представителя этноса (в отличие от знания рационального, обусловленного личным жизненным опытом). Основная масса этнокультурной информации (традиционного знания) усваивается (как осознанно, так и бессознательно) в раннем возрасте вместе с языком. (10, с.110). Важность ценностных ориентаций в жизни того или иного этноса обусловило их «кодирование» в системе национального языка (лексики по преимуществу). Такое «кодирование» осуществляется прежде всего включением оценочного компонента в денотативное или коннотативное содержание слов. Как указывала В.Н. Телия, «… эмотивно-оценочное отношение детерминировано мировоззрением народа – носителя языка, его культурно – историческим опытом, системой существующих в данном социуме критериев оценки…» (62, с.39). Исследования природы оценки активно ведутся в разных областях гуманитарного знания: в философии, логике, лингвистике (работы Н.Д. Арутюновой, Ю.Д. Апресяна, Е.М. Вольф, В.Н. Телии и др.). Однако недостаточно пока работ, анализирующих языковое отражение ценностной ориентации этноса в мире, которое мы назовём аксиологической языковой картиной мира. Как справедливо отмечала В.Н. Телия, «О роли языковой картины мира в познании имеется огромная литература, и всё же, как представляется, в ней недостаточно чётко определена роль символов, получающих языковое воплощение, в организации культурно-национальной системы критериев оценки, задающих антропометрическую точку зрения на объект и точку его «размещения на шкале оценок и создающих предпосёлки для адекватного или, по крайней мере, понятного всем членам лингво-культурной общности вынесения «приговора» вещам и событиям». (62, с.39-40).





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Система ценностей в пословицах русского народа. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Система ценностей в пословицах русского народа
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Система ценностей в пословицах русского народа, Другие сочинения по русской литературе