А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинение на тему Образы главных героев "Школы для дураков" Соколова - сочинение



Теперь хотелось бы еще раз обратиться к образам главных героев “Школы для дураков”. Один из них - учитель Павел (Савл) Петрович Норвегов - пожалуй, самый обаятельный персонаж романа. Симпатии автора и рассказчика принадлежат ему, хотя уважением товарища прокурора он, например, не пользуется. “Бездельник он, твой Павел, - сказал нам отец, - потому и босяк. Все деньги, небось, на дачу извел, в долгах сплошь, а все туда же - рыбу ловить, на берегу прохлаждаться. Тоже мне, дачник фиговый. У него и дом-то нашего сарая плоше”. То, что хорошо для Норвегова, отвратительно для товарища прокурора. Норвегов носит шляпу, какой нет ни у кого, ходит летом босиком - даже в школу, ставит на крышу флюгер вопреки запретам: “Вы из газет сразу узнаете, если что не так, а я по флюгеру ориентироваться буду, куда уж точнее, точнее и быть не может”. Норвегову не дано оценить отношение к себе коллег-учителей, которые, узнав о его смерти, собрали деньги и купили ему приличный, по их мнению, костюм. Вернувшись оттуда, Павел Петрович говорит: “Что принесли в дом мой в последний час мой, что принесли? Шелк и креп принесли, одели в ненавистный двубортный пиджак… О! они нацепили мне галстук в горошек, снимите немедленно”.  ”Я не ваш! - кричит Норвегов, - и никогда не получал больше восьмидесяти, но то были другие, не ваши деньги, то были ветрогоновы чистые деньги, не запятнанные ложью ваших мерзостных теорий и догм”.

Но кто же Норвегов? Если он “не их”, то чей? Норвегов - учитель географии, единственный человек, понимающий главного  героя. С Павлом Петровичем случилось несчастье: недавно он умер, и поэтому теперь его дом за Летой - на том берегу. Птицы, перелетающие реку, обратно не возвращаются. Но Норвегов иногда садится в лодку, переплывает на этот берег, идет в школу и устраивается в “пункте М” на подоконнике, грея на батарее босые ноги: “…Назло вам - даже и в долинах небытия - стану ходить босой”.

Учитель Норвегов вернулся из-за Леты, так как при этой жизни он еще не все успел доделать: у него остался ученик, следующий его заветам; без учителя он совсем один. Часто образ учителя приобретает высокий смысл - так что хочется писать слово “Учитель” с прописной буквы. “Мерцание” имени Павел - Савл, рождающее библейскую аллюзию, поднимает текст на другой уровень: “Я кричу о великом бессмертии великого учителя Савла”. Павел - Савл становится едва ли не мифологической фигурой. Ветер, с которым он в очень хороших отношениях, разносит семена из его сада по всему свету. Не раз строчки, посвященные Норвегову, приобретают чисто библейские торжественность и ритм, а история, им рассказываемая (”Плотник в пустыне”), среди других многочисленных реминисценций имеет и отсылку к тексту Евангелия, намекая на то, что Норвегов здесь, на этом берегу Леты, - мессия, к несчастью, понятый лишь немногими.

В уста Норвегова вкладывает автор предсказания о скором пришествии Насылающего ветер. А в нескольких местах романа Норвегов даже ему уподобляется. Глобус учителя географии превращается в настоящий земной шар, вращаемый его рукой: “Дайте мне время-я докажу вам, кто из нас прав, а когда-нибудь так крутану ваш скрипучий ленивый эллипсоид, что реки ваши потекут вспять, вы забудете ваши фальшивые книжки и газетенки, вас будет тошнить от собственных голосов, фамилий и званий… Вам захочется правды… И тогда приду я. Я приду и приведу с собой убиенных и униженных вами и скажу: вот вам ваша правда и возмездие вам”.

 

Но самый интересный персонаж романа - его главный герой, не имеющий имени. Нам почти не известна его биография, мы не знаем, как он выглядит. Тем не менее личность главного героя нам хорошо известна. Именно в его восприятии даны время, смерть, любовь, бессмертие и другие мифологизированные мотивы “Школы для дураков”.

 
Мы видим, как “мучительно больно” проходит процесс социализации человека, по мнению окружающих, ненормального, а по Соколову, одного из немногих, не утративших чувств и живого восприятия. А так как ребенок наделен особым зрением, он очень рано понимает, что в этом жестоком мире ему нет места, он никогда не сможет адаптироваться к нему. Значит, единственный способ сохранить себя - быть уверенным в том, что “… у вас здесь нет ничего - ни семьи, ни работы, ни времени, ни пространства, ни вас самих, вы все это придумали”. Раз мир так глуп и безобразен, значит, он просто не существует. И “…на свете нет ничего, кроме Ветра! …И кроме Насылающего”. Герой уверен, что его мир реален, а “их” - иллюзорен. Получается, что творение собственного мира - своего рода ответ героя на несовершенство этого, его своеобразный протест и в большой степени психологическая защита от настоящего помешательства. Поэтому главный герой умом понимает, что “мы вообще давно, лет, наверное, десять не живем здесь в поселке”. Но чувства и сердце его отказываются это понимать. И он продолжает жить на проданной даче, ловить бабочек, хотя уже давно, наверное, кончилось лето. Он выдумывает себе адюльтер с тридцатилетней учительницей биологии Ветой, прекрасно зная, что она на самом деле никогда не ответит ему взаимностью. Он тщательно продумывает свою будущую биографию: то, как он вырастет, выздоровеет, станет инженером, прочитает много умных книг, купит машину (”накопил и машину купил”), зная, что ничего этого не будет. И, конечно, не может он осознать и принять смерть своего учителя Павла Петровича. Норвегов - один из немногих, кого главный герой может впустить в свой мир, зная, что тот в нем ничего не разрушит. Осознание смерти Норвегова было бы началом крушения мира главного героя, локальным концом света. А потому этой смерти как бы не было. И бесчисленное количество раз учитель возвращается с того берега Леты, чтобы поболтать с учениками в школе, сидя на подоконнике, сходить на станцию, встретить свою любимую Розу Ветрову, кстати, умершую некоторое время назад, а то и припомнить обстоятельства собственной смерти - почему-то они все время ускользают из памяти. Самые важные проблемы, которых необходимо коснуться, говоря о художественном мире Саши Соколова, - организация времени и пространства, темы смерти, бессмертия и воскресения. Практически все критики, коснувшиеся в своих работах “Школы для дураков”, отметили совершенно особые отношения героев со временем. Тема, образ, мотив времени (здесь одновременно возможны все эти термины) постоянно присутствуют на страницах романа. Это один из определяющих элементов поэтики “Школы для дураков” и творчества Соколова в целом. Но писатель вовсе не был первооткрывателем. Изменение восприятия времени характерно вообще для искусства XX в., в частности для постмодернистского искусства. В художественном мире Саши Соколова одно из главных мест занимает понятие “сумерки”, становясь в романе “Между собакой и волком” главной составляющей всех элементов поэтики. В “Школе для дураков”, хотя сумерки как время суток и появляются в тексте всего один или два раза, это понятие оказывается важным для понимания и идеи, и поэтики: “О погоде. Главным образом, о сумерках. Зимой в сумерках маленькому тебе. Вот они наступают. Жить невозможно, и невозможно отойти от окна. Уроки на завтра не сделаны ни по одному из предметов известных. Сказка. На дворе сумерки, снег цвета голубого пепла или какого-нибудь крыла какого-нибудь голубя. Уроки не сделаны. Мечтательная пустота сердца, солнечного сплетения. Грусть всего человека”. В таком состоянии природы и души герою и автору так легко потерять любые ориентиры, заблудиться в пространстве между дачей, школой и рекой, пересочинить собственную жизнь, не заметить смерти, наловить сачком зимних бабочек, посетить Леонардо да Винчи во рву Миланской крепости, встретиться с Насылающим ветер, перепутать прошлое и будущее, пожить в обратном направлении и вообще усомниться в существовании времени как такового. Прошлое, настоящее, будущее - вот три сосны, в которых заблудились герои романа. Соколов показывает, как трудно им идентифицироваться во времени: “… У каждого человека есть свой особый, не похожий ни на чей, календарь жизни”; “Я женюсь очень скоро, возможно, вчера или в прошлом году”; “Но там, в нашем саду, возились теперь какие-то другие дачники, не мы, поскольку к тому времени мы продали нашу дачу. А может быть, еще не купили”. Герой словно постоянно блуждает по временной ленте Мёбиуса: “До сих пор не могу с точностью и определенно судить ни о чем таком, что хоть в малейшей степени связано с понятием время”. Почему же герой Соколова так воспринимает время? Как уже говорилось выше, он живет в двух мирах одновременно: отбывая наказание в реальном и творя свой собственный - идеальный. Таким образом, можно сказать, что “Школа для дураков” в философском смысле - попытка показать мир не таким, каким он должен быть по обыденным человеческим представлениям, а таким, каким он, возможно, и является на самом деле.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сочинение на тему Образы главных героев "Школы для дураков" Соколова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Сочинение на тему Образы главных героев "Школы для дураков" Соколова
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Сочинение на тему Образы главных героев "Школы для дураков" Соколова, Другие сочинения по русской литературе