А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Стих о Голубиной книге - сочинение

Есть несколько духовных стихов о Страшном Суде. Вопросы будущего и прошедшего земли, т. е. — сотворения и конца мира, всегда интересовали русский народ. Особенно сказывается этот интерес, эта народная философия, в замечательном стихе о Голубиной книге; надо отметить, что философия русского народа всегда отличается мистическим, религиозным характером.

Вот содержание стиха о Голубиной книге. Из грозовой тучи с неба упала на землю книга необыкновенной величины,

«Долины книга сороку сажень,

Поперечины — двадцать сажень». Слово "голубиная" можно объяснить двояко: или тут подразумевается то, что книга эта продиктована Святым Духом — Голубем, или подразумевается глубина мудрости этой книги — "голубиная — глубинная".

«Писал эту книгу святой Исай пророк, Читал эту книгу Иван Богослов. Он читал эту книгу ровно три года, Прочитал в книге только три листа». Со всех сторон света белого съезжались к этой книге «Сорок царей до царевичем, Сорок князей со княжевичем». Много народу, людей мелких, Христиан православных».

Среди них является царь Давид, которого в стихе называют "Давыдом Ессеевичем" и князь "Володимер Володимерович" (по некоторым вариантам — Володумйр или Малодумер). Какой князь Владимир тут подразумевается — неизвестно, ясно, что это — русский, вероятно — киевский князь. Князь Владимир начинает задавать царю Давиду целый ряд вопросов о происхождении вещей на земле.

«Ой ты гой еси, премудрый царь,

Премудрый царь Давыд Ессеевич!

Прочти, сударь, книгу Божию,

Объяви, сударь, дела (Божий,

Про наше житье свято-русское,

Про наше житье свету вольного!

От чего у нас начался белый вольный свет?

От чего у нас солнце красное?

От чего у нас млад светел месяц?

От чего у нас звезды частые?

От чего у нас ночи темные?

От чего у нас зори утренние?

От чего у нас ветры буйные?

От чего у нас дробен дождик?

От чего у нас ум-разум?

От чего наши помыслы?

От чего у нас мир-народ?

От чего у нас кости крепкие?

От чего телеса наши?

От чего кровь-руда наша?» Царь Давид отвечает, что сам он прочесть книгу не может, но что по "старой своей памяти" расскажет, "как по грамоте", даст ответ на .все эти вопросы:

«У нас белый вольный свет зачался от суда Божия,

Солнце красное — от лица Божьего,

Самого Христа, Царя Небесного,

Млад светел месяц — от грудей его,

Звезды частые — от риз Божиих;

Ночи темные — от дум Господних,

Зори утренние — от очей Господних,

Ветры буйны — от Святого Духа;

У нас ум-разум Самого Христа,

Самого Христа, Царя Небесного;

Наши помыслы от облац небесных;

У нас мир-народ от Адамия;

Кости крепкие — от камени;

Телеса наши — от сырой земли;

Кровь-руда наша — от черна-моря». Удивительно поэтично, трогательно и глубоко по мысли это толкование происхождения вещей. Князь Владимир задает дарю Давиду вторую серию вопросов о первенстве вещей:

«Который царь над царями царь?

Который город городам отец?

Кая река всем рекам мать?

Кая гора всем горам мать?

Кое древо всем древам мать?

Кая трава всем травам мать?» и т. д.



 
И Царь Давид отвечает, давая каждому ответу религиозное толкование: «У нас белый царь над царями царь, Он держит веру крещеную, Веру крещеную, богомольную, Стоит за веру христианскую, За дом пресвятыя Богородицы. Все орды ему шклонилися, Все языки ему покорилися, Потому белый царь над царями царь». Иерусалим-город — городам отец, потому что в нем находится Гроб Господен. Иордан-река — всем рекам мать, потому что в ней крестился Иисус Христос. Фавор-гора — горам мать, потому что на ней Господь преобразился. Кипарис-древо — всем древам мати, потому что из кипариса сделан был Животворящий Крест, на котором был распят Господь. «Плакун-трава — всем травам мати. Когда жидовья Христа распяли, Святую кровь Его пролили, Мать Пречистая Богородица По Иисусу Христу сильно плакала, По Своем Сыну по !возлюбленном; Ронила слезы пречистые На матушку сыру-землю. От тех от слез от лречистыих Зарождалася плакун-трава, Потому плакун-трава — травам мати». После этих объяснений князь Владимир «рассказывает царю Давиду свой сон и просит растолковать его. «Мне «очесь, сударь, мало спалось, говорит князь Мне во сне мн»ого вдделось». Видел он во сне борьбу двух лютых зверей, сбежавшихся с двух противуположных концов земли. Давид объясняет сон; борьру двух зверей он объясняет борьбой добра и зла, — Правды и Кривды. «Это не два зверя собиралися», говорит Давид, Не два лютые сбегалися: Это кривда с правдою сходилися, Промежду собой бились, дралися. Кривда правду одолеть хочет; Правда кривду переспорила. Правда пошла на небеса, К Самому Христу, Царю Небесному, А кривда пошла у нас по всей земле, По всей земле, по свет-русской, По всему народу христианскому. От кривды земля всколебалася, От кривды стал народ неправильный, Неправильный стал, злопамятный; Кто будет кривдой жить, Тот отчаянный от Господа, Та душа не наследует Себе Царства Небесного. А кто будет правдой жить, Тот причаянный ко Господу, Та душа наследует себе Царство Небесное. Старым людям на послушанье, А молодым людям для памяти. Славу поем Давыду Ессеевичу, Во век его слава не минуется». Так заканчивается стих о Голубиной книге.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Стих о Голубиной книге. Поищите еще с сайта похожие.

Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Стих о Голубиной книге, Другие сочинения по русской литературе