А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Уникальность «Жития Аввакума им самим написанного» сюжет герой - сочинение

1.  Церковная реформа и Аввакум.
2.  Сюжет «Жития».
3.  Герой повествования — истинный патриот.

Житие протопопа Аввакума было написано в XVII веке. Этот век для истории России был переломным, его еще называют бунташным. Этот период в развитии нашей страны тесно связан с таким событием, как церковная реформа патриарха Никона. Суть ее состояла вот в чем: к середине XVII века выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений, неточностей. В этом не было ничего удивительного: переписчики имели дело с очень ветхими оригиналами. То же происходило и с церковными обрядами.

Одни говорили, что необходимо исправить богослужебные книги и обряды, примеряясь к старым, древнерусским образцам решением Стоглавого собора, который утвердил незыблемость обрядов русской церкви. Другие же считали, что в самих старинных русских рукописях много описок и ошибок, и, следовательно, образцами для подражания мо

гут быть только греческие оригиналы, с которых во времена Древней Руси делались переводы.

Никон был сторонником «греческого» варианта. В 1653 году он начал свою реформу. Ученые-богословы заново перевели богослужебные книги с греческого языка. От старых они отличались лишь немногими незначительными уточнениями, исправлениями. Например, вместо «певцы» стояло слово «песнопевцы», «вечного» — «бесконечного» и т. д. Ничего существенного новые книги, которые по велению Никона отпечатали и рассылали по церквам, не вносили, основы православия, его догматы остались неприкосновенными. Патриарх ввел только уточнения, единообразие.

Как сильный, незаурядный и фанатичный человек, Никон не мог выносить одного из главных соперников, противника его дела протопопа Аввакума. И хотя споры «ревнителей древнего благочестия» и соратников Никона касались обрядовой, внешней стороны церковной жизни, их фанатизм и неуступчивость делали свое дело. С обеих сторон сыпались обвинения и проклятия, брань и страшные угрозы.

Царская власть была на стороне Никона — свои реформы он приводил беспрепятственно. Именно «благодаря» Никону протопоп Аввакум был отправлен в ссылку, где и было написано его уникальное житие.

В декабре 1667 года Аввакума привезли в заточение в маленький городок Пустозерск, что в устье реки Печоры. Здесь он провел последние 15 лет своей жизни. Именно здесь 14 апреля 1682 года его возвели на костер.


 
Первые строки жития повествуют о том, как провел Аввакум детство и юность, о чудесах, свидетельствующих, о божественном призвании автора. Сам Аввакум считал, что именно эти видения-сны и определили его дальнейшую судьбу мученика. Одна из главных особенностей жития, на мой взгляд, состоит в том, что оно представляет собой автобиографию, и читатель может «без посредников» почувствовать героя, ощутить его боль, радость, переживания. Житие очень напоминает монолог: автор непринужденно и доверительно беседует с читателем-единомышленником. Трагические моменты своей жизни он описывает довольно спокойно, ведь они лишь подтверждение мужества и стойкости автора. Каждая его победа — еще одно доказательство того, что всю свою жизнь Аввакум боролся за правое дело, дело за которое он не боялся погибнуть. И действительно, большая часть жития повествует именно о борьбе Аввакума и Никона. Исконно русская вера оставалась для него самой святой, самой правильной. Он истово верил в самобытность русской культуры, самостоятельность развития нашей родины и, конечно, религии. Все это были корни Аввакума, жизнь и дело его предков, и автор свято чтил их традиции. И если сравнить православие с деревом, древним и мощным, то Аввакум был его ветвями, тянущимися к высокому и яркому солнцу, ветвями, продолжавшими дерево, его жизнь и развитие. Житие протопопа Аввакума показывает читателю русский уклад, национальный быт, и на этом бытовом фоне мы видим, как страдает и меняется, как живет душа человеческая. В житии мы встречаем множество географических названий: Аввакум фиксирует места своего пребывания но пути его следования в ссылку. Приводятся названия рек, озер, городов, монастырей: Даура, Лена, Тунгуска, Шаманские и Долгие пороги, Байкалово море, Ирьгень-озеро, Тобольск. Называется и точное место рождения Аввакума — Нижегородский предел за рекой Кумою, село Григорово. Аввакум подробно описывает природу, тот мир, что предстает перед его глазами. «Горы высокие, дебри непроходимыя, утес каменной, яко стена стоит... В горах тех обретаются змеи великие; в них же витают гуси и утицы — перие красное, вороны черные, а галки серые; в тех же горах орлы, и соколы, и кречаты, и курята инъдейские, и бабы и лебеди и иные дикие, — многое множество, — птицы разные. На тех же горах гуляют звери многие дикие: козы и олени, изубры, и лоси, и кабань, и воълки, бараны дикие...». Протопоп также подробно описывает и «Байкалово море», где «русские люди рыбу промышляют». Автор говорит: «Егда к берегу пристали, восстала буря ветренная, и на берегу насилу место обрели от волн. Около ево горы высокие, утесы каменные и зело высокие. Наверху их палатки и поволуши , врата и столпы, ограда каменная и дворы, все богоделанно. Лук на них растет и чеснок. Там же растут и конопли богорасленныя, а во дворах трава красныя, и цветы и благовонный гораздо». Итак, со страниц «Жития» перед нами встает образ непримиримого борца, искренне верящего в праведность своих взглядов, мученика, защитника исконной русской веры, ее обрядов. Обращаясь не только к самому тексту «Жития», но и к русской истории, мы видим, насколько исключительным был этот человек. Д. С. Лихачев говорил об Аввакуме так: «Его внимание привлекают такие признаки национальности, которые оставались в тени до него, но которые станут широко распространенными в XIX и XX веках. Все русское для него прежде всего раскрывается в области интимных чувств, интимных переживаний и семейного быта... Все русское составляло для него тот воздух, которым он дышал, и пронизывало собою всю его внутреннюю жизнь, все чувство».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Уникальность «Жития Аввакума им самим написанного» сюжет герой. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Уникальность «Жития Аввакума им самим написанного» сюжет герой
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Уникальность «Жития Аввакума им самим написанного» сюжет герой, Другие сочинения по русской литературе