А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Характерные черты жития как жанра литературы (На примере «Жития преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца» Епифания Премудрого) - сочинение

1.  История жанра жития.
2.  Наиболее известные составители житий русских святых.
3.  Обязательные характеристики канонического жития.
4.  Конкретное воплощение канонов в житии Сергия Радонежского.
 
А они пошли и проповедовали везде, при Господнем
содействии и подкреплении слова последующими
знамениями. Аминь.

Марк. 15: 20

Христианская церковь со времени своего основания бережно собирала сведения о жизни и деяниях своих верных последователей как ради их прославления, так и в назидание потомкам. Житийная литература возникла практически одновременно с евангелиями и сказаниями об апостолах. В первых житиях рассказывалось о мучениках, принявших смерть от рук язычников за веру во Христа.

Существует и другая разновидность житий — это повествования о жизни преподобных, чудотворцев и других праведников, канонизированных церковью.

Образцом для составителей древнерусских житий своих собственных святых являлись греческие жития, например, таких авторов, как Симеон Метафраст. Основной задачей жития является прославление, похвала святому; однако цель этого прославления — назидание верующих. Для житий характерен особый язык, риторические рассуждения и высказывания общего характера. Необходимый атрибут жития — это рассказ о чудесах святого; чаще всего эти чудеса можно разделить на условные группы: чудеса до рождения, прижизненные чудеса, среди которых обязательно присутствуют чудесные исцеления, и чудеса посмертные. Зачастую составители житий опускали подробности, касающиеся индивидуальных черт святого.

Из наиболее известных составителей житий русских святых следует назвать преп. Нестора, написавшего жития свв.




 
Бориса и Глеба, и Феодосия Печерского (XII век). Из составителей житий XV века следует назвать митрополита Киприана, написавшего житие митрополита Петра и еще несколько житий русских святых, включенных в «Степенную книгу». Другим известным составителем житий был Пахомий Логофет. Им составлено житие и служба св. Сергию, преп. Никону, житие св. Кирилла Белозерского, слово о перенесении мощей св. Петра и служба ему и многие другие канонические произведения. Пахомий пользовался большим авторитетом у современников и потомства и стал образцом для многих других составителей житий. Еще одним знаменитым составителем житий является Епифаний Премудрый, написавший жития св. Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Каковы же обязательные элементы канонического жития святого? Их легко выявить на примере конкретного жития, например, жития Сергия Радонежского. Во-первых, это обязательное славословие в честь Бога, которым начинается житие: «Слава Богу за все и за всяческие дела, за которые всегда прославляется великое и трисвятое имя, Которое и вечно прославляемо!» К прославлению Творца присоединяется и благодарность за то, что Он даровал такого праведника: «Ныне же мы должны особенно благодарить Бога за то, что даровал Он нам такого старца святого, — говорю о господине Преподобном Сергии, — в земле нашей Русской, в стране нашей полунощной, в дни наши, в последние времена и годы». Далее идет похвала самому святому: «...добродетельный старец Сергий, Чудесный страстотерпец, без лени всегда в подвигах добрых пребывал и никогда не ленился...»; «...отец наш Сергий ради того все прелести мира здешнего презрел и к ней стремился, и ее прилежно искал, землю спокойную и безмолвную, землю тихую и безмятежную, землю прекрасную и всяким исполненную утешением...». Автор житий всегда говорил о том, что он не достоин взяться за столь великое дело — жизнеописание праведника: «Но сомневаюсь, боюсь приступить к написанию повести, не смею и недоумеваю, как начать писать, ведь свыше сил моих это, ведь я немощен, и груб, и неразумен». Далее следует рассказ о чудесном рождении святого. Родители святых обычно и сами отличаются большой праведностью: «Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен воссиять, родился от неправедных родителей». В житии обязательно описывают чудеса святого. Существует множество видов таких чудес. Как правило, чудеса начинаются с самого рождения святого или даже прежде, как мы и видим это на примере Сергия: находясь в утробе матери, пришедшей в храм, он трижды прокричал; родившись, он постился по средам и пятницам. Даже грамоте он обучился чудесным образом. Здесь проявляется еще одна черта житий — святой обязательно наделен большим смирением, и это проявляется во всех его поступках. Сергий не противится воле своих родителей, просивших его отложить пострижение в монахи, он спрашивает совета у брата, как у старшего, отказывается быть игуменом в основанном им монастыре, почитая себя недостойным. Различны чудеса, совершенные святым и произошедшие с ним. Рассказ об искушении святого и победа над злыми духами — одно из таких чудес. Но бесы являются святым, как правило, в начале духовного подвига; на более высокой ступени духовного роста праведника посещают видения ангелов и святых. Св. Сергию является Богородица с апостолами Петром и Иоанном и обещает, что вовеки не оставит его обители. Вместе с Сергием служит в алтаре ангел, и божественный огонь входит в причастие, которое вкушает святой. В житии св. Сергия есть и рассказы о чудесных исцелениях, даже о воскрешении умершего ребенка по его молитве. Святые, как правило, обретали дар видеть человеческие слабости и старались направить человека на правильный путь. Подобные же способности появились и у св. Сергия. Также с именем Сергия связаны рассказы об источниках, появившихся по его молитве. Составители житий старались показать, что христианские добродетели, присущие святому при жизни, не оставляют его и перед смертью. Сергий перед кончиной думает о будущем братии, наставляет монахов, как им следует жить: «И беседу повел подобающую, и полезным вещам учил, неуклонно в православии оставаться веля, и завещал единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную...». После смерти тело святого остается нетленным: «Распространилось тогда благоухание великое и неизреченное от тела святого... Лицо же святого было светлым, как снег, а не как обычно у мертвых, но как у живого человека или ангела Божьего, показывая этим душевную его чистоту и от Бога воздаяние за труды его». Заканчивается житие тоже прославлением Бога: «...хорошо с Богом начать дело, и с Богом кончить его, и с Божьими рабами беседовать, и о Божьем угоднике повесть писать».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Характерные черты жития как жанра литературы (На примере «Жития преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца» Епифания Премудрого). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Характерные черты жития как жанра литературы (На примере «Жития преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца» Епифания Премудрого)
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Характерные черты жития как жанра литературы (На примере «Жития преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца» Епифания Премудрого), Другие сочинения по русской литературе