А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Что представляют собой древнерусские рукописи - сочинение

Наиболее распространенный тип рукописей с литературными материалами - это сборники. Писец переписывает различные произведения по какому-либо признаку в тетради. Тетради, писанные одним писцом, могли затем переплетаться самим писцом или переплетчиком.

Но бывало и так, что переплетчик собирал имевшиеся у него отдельные тетради разного времени и разных писцов и переплетал их просто потому, что они были одного формата или объединялись им по содержанию и пр. Такие сборники рукописей, переписанные разными писцами и иногда в различное время, принято называть конволютами.

Из сборников, писанных одним писцом, также различаются сборники определенного, т. е. традиционного, содержания, как например «Златоструй», «Измарагд», «Торжественник» и пр., и сборники неопределенного содержания, отражающие индивидуальные вкусы и интересы того или иного писца, писавшего и подбиравшего в них материалы для себя или для своего заказчика.

Крупные по масштабам произведения могли переписываться и переплетаться в отдельные книги: некоторые летописные своды, сочинения по всемирной истории, патерики, сочинения церковно-служебного характера, прологи - сборники кратких житий святых, расположенных по дням года, и т. д. Но небольшие сочинения, вроде «Моления Даниила Заточника» или «Слова о погибели Русской земли», отдельных книг не составляли.

В непереплетенном виде дошли до нас главным образом поздние рукописи - XVII-XVIII вв. - с древнерусскими материалами. Но их мало, сохранялись они плохо, так как их, очевидно, не ценили и не берегли/

Основные типы почерков. Тексты переписывались писцами либо в ширину всей страницы, либо в два столбца (особенно если формат рукописи был велик). Принято различать три типа почерков- устав (письмо торжественное, спокойное, крупное), полуустав во многих вариантах (это почерк более беглый, менее строгий, он может быть наклонным, но еще сохранять четкость и раздельное написание .каждой буквы; почерк этот появляется с конца XIV в.) и, наконец, скоропись, в которой буквы, как и в наших рукописях, соединяются между собой связками, что давало писцу возможность писать относительно быстро.



 
Но, кроме этих основных почерков, есть много промежуточных типов: полуустав, переходящий в скоропись; каллиграфический полуустав, которым, между прочим, написаны тома Лицевого (т. е. иллюстрированного) летописного свода XVI в., своеобразная скоропись, которой написаны находимые в Новгороде и некоторых других древнерусских городах грамоты на бересте и пр. Древнерусское государство IX-XIII вв. принято называть Киевской Русью. Несмотря на то что после смерти великого князя киевского Ярослава Мудрого в 1034 г. страна разделилась на уделы, которыми правили его сыновья, Киев еще долго, вплоть до монголо-татарского нашествия, воспринимался современниками не только как центр одноименного княжества, но и как «мать городов русских», как стольный град всей Русской земли. Поэтому и общую литературу восточных славян от ее возникновения и до середины XIII в. мы называем литературой Киевской Руси. Славянская письменность, созданная великими болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием в IX в., постепенно проникла и на Русь. По крайней мере от начала X в. мы имеем бесспорные свидетельства о наличии письменных документов; уже в это время привозились на Русь болгарские книги, которые читались немногими еще грамотными людьми. Однако искусство слова в основном было представлено жанрами фольклора. Литература возникла на Руси позднее - в 80-х гг. X в., одновременно с принятием христианства. Именно тогда появилась настоятельная потребность переписывать и переводить книги, необходимые для богослужения, познакомить новообращенных христиан с-сочинениями христианских богословов, с поучениями и наставлениями церковных иерархов. С этого времени начинается многовековое сосуществование жанров фольклора (исторических преданий, былин, сказок и т. д.) с литературными жанрами, на первых порах еще тесно связанными с нуждами церкви. Мы можем, однако, представить себе характер литературы того времени. Ее жанровая система отвечала духовным потребностям, типичным для христианских государств в эпоху средневековья. Литература была посвящена в основном мировоззренческим вопросам. «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни», - так вкратце сформулировал характерные черты литературы древнейшего периода русской истории Д. С. Лихачев. Значительная часть книг была привезена в X-XI вв. из Болгарии. Русь смогла использовать старославянский алфавит, созданный Кириллом и Мефодием в IX в.1, а болгарские книги, будучи формально «иноязычными», по существу, не требовали перевода. ; Одновременно осуществляются переводы непосредственно с греческого, при этом древнерусские переводчики сумели не только передать буквальный смысл, но и сохранить стиль и ритмические особенности оригиналов. Особенности взаимоотношений древнеславянских литератур между собой и их отношений с литературой Византии иногда рассматривались как процесс влияния одной литературы на другую. Правильнее говорить, однако, не о «влиянии», а о своеобразном процессе трансплантации («пересадке») литературы одной страны в другую. На первых порах после принятия христианства византийская литература - непосредственно или через болгарское посредство - была просто перенесена на Русь (трансплантирована)3. Такой перенос, однако, не был механическим: произведения не только переводились или переписывались, дни продолжали свою литературную историю на новой почве. Это значит, что создавались новые редакции произведений. Особенно это касалось произведений светского повествования и исторических; произведения богослужебные, сочинения «отцов церкви» или библейские книги в большей степени сохраняли свой канонический текст. Поэтому деление древнерусской литературы на оригинальную и переводную может иметь значение лишь в том отношении, что мы указываем на происхождение памятника, а не на его место в литературе Древней Руси.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Что представляют собой древнерусские рукописи. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Что представляют собой древнерусские рукописи
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Что представляют собой древнерусские рукописи, Другие сочинения по русской литературе