А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Эдуард Багрицкий и его творческий путь - сочинение



Эдуард Багрицкий начал свой творческий путь в период очевидного распада символизма и разрыва талантливейших поэтов-символистов Блока и Брюсова со средой, прежде близкой им. Блок пишет в начале второго десятилетия XX века поэму «Возмездие» и «Ямбы», Брюсов увлечен переводами и исследовательской работой. Обращение к народным сказаниям и легендам древней Руси, Греции и Рима могло бы повести Багрицкого опасным путем ненужных упражнений на мифологические и исторические темы. Но по этому пути он не пошел, потому что за позой «изнеженного на пуховиках столетий» романтика скрывалось живое внимание к современности.

Интересную в этом смысле переработку славянского мифа о Перуне - боге-громовнике (олицетворении карающих или жизнетворящих сил) - содержит стихотворение «Славяне». В начале 1915 года в газете «Южная мысль» оно выделялось среди казенно-патриотических стихов не только яркостью и свежестью живописных зарисовок быта древней Руси. Верный своему отвращению к буржуазной действительности и войне, Багрицкий использовал миф о Перуне для осуждения человеконенавистнического характера этой войны.

История славянских народов нередко использовалась буржуазной печатью в шовинистических целях; противопоставление славян немцам и другим европейским народам было частым явлением на страницах журналов и газет. В 1914-1916 годах в Одессе издается несколько сборников славянских народных песен и стихов об исторических судьбах славян. Состав этих сборников говорит о смешении двух несоизмеримых проблем. Одна из них - проблема России и Запада - ведет свое начало от вольнолюбивых и патриотических стихов Пушкина. Она становится предметом острой полемики между западниками и славянофилами в 40-е годы XIX века, находит гениальное по глубине и смелости революционной мысли решение в философских трудах Герцена. Во второй половине пека в религиозно-философском плане  она  решается Тютчевым, определяет многие из трагических противоречий Достоевского и в начале XX века очень волнует Блока, Для Багрицкого, как мы увидим, эта проблема имела особенное значение - она во многом определила его путь до 1925-1926 года. Другая проблема - мессианской роли России в судьбах человечества - занимала открыто враждебную революции часть русской интеллигенции (Н. Бердяев, С. Булгаков и другие).

Осуждая войну как кровавое безумие, Багрицкий настойчиво повторяет в стихотворении «Славяне» эпитет «безумный» (Перун). Он определяет не только жестокость языческого бога славян, но и смысл политической эмблемы ливонских рыцарей-захватчиков. Само сближение столь различных эпох, как эпоха языческих религиозных обрядов у древних славян (IX-X века):

    * Одеты в косматые шкуры,
    * Мы жертвы сжигали тебе,
    * Тебе, о безумный и хмурый
    * Перун на высоком столбе!

и нашествия «тевтонов» на русские земли (XIII век), когда на Руси утвердилась христианская религия, нарушает хронологию, но говорит о лицемерии современного православия. Мрачная картина жертвоприношения, совместившая черты разных эпох:

    * И, желчью сырой опоенный,
    * Трепещет Перун на столбе.
    * Безумное сердце тевтона,
    * Громовник, бросаю тебе!


 
придает стихотворению сурово-обличительный тон. Он усиливается живописным изображением пышных и жестоких обрядов: * Пылают холмы и овраги, * Зарделись на башнях зубцы, * Проносят червонные стяги * В плащах белоснежных жрецы. * Рычат исступленные трубы, * Рокочут рыдания струн… * Оскалив кровавые зубы, * Хохочет безумный Перун! Многие живописные детали, особенно канонизированные древними легендами черты среднерусского лесного пейзажа («хохочут в чащобах колючих, лишь волк да пятнистая рысь»), позволяют судить о роли народной поэзии в формировании исторических взглядов и художественного вкуса Багрицкого. При этом Багрицкий не дает почувствовать «возраст» легенды, архаичность «материала». Естественной поэтичностью картин он создает впечатление живой речи, непосредственного переживания трагических событий или красоты девственной природы. Этому способствует и монологическая форма повествования: * Мы жили в зеленых просторах, * Где воздух весной напоен, * Мерцали в потупленных взорах * Костры кочевавших племен… * Мы гнали стада по оврагу, * Где бисером плещут ключи, * Но скоро кровавую брагу * Испьют топоры и мечи. Народные поэтические представления здесь не сковывают фантазию художника, в этом случае он не ищет «забвенья в… истории». Поэт использует лишь те стороны легенды или мифа, какие нужны ему для решения остро современной темы в форме прозрачной аллегории. В стихотворении «Враг», близком «Славянам», осуждение войны дано уже без всякого иносказания. Жанр элегии усиливает тяжелое и грустное впечатление от картин бессмысленной гибели и страданий людей. Трагический образ немецкого солдата, затерянного в чужих нолях, изнемогающего от усталости и потерявшего надежду хотя бы на милость бога, написан в строго реалистической манере. Все черты портрета «врага» рассчитаны на то, чтобы вызвать у читателя ненависть к войне: «сжимает разбитую ногу гвоздями подбитый сапог»; «протопчут усталые ноги»; «идет, под котомкой сгибаясь, в дыму погибающих сел, беззвучно кричит, задыхаясь, на знамени черный орел»; «влажный, запыленный лоб»; «поблекли засохшие губы, ружье задрожало в руке» и т. д.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Эдуард Багрицкий и его творческий путь. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Эдуард Багрицкий и его творческий путь
Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Эдуард Багрицкий и его творческий путь, Другие сочинения по русской литературе