А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Замкнутое море» поэзии Языкова - сочинение


Любовные стихотворения Языкова в 1820-е годы, почти все связанные с именем А.А. Войековой, большей частью окрашены чувством досады и разочарования. «Божество» поэта, его «рай», «звезда», указавшая ему путь вдохновений и пробудившая в нем «любви чарующую силу», оказывается далеко не идеальной, а сама любовь - несерьезным увлечением. По форме эти стихотворения привлекают внимание своей поэтической смелостью. С трудом они могут быть названы элегиями, этот жанр в творчестве Языкова оказался сильно разрушенным.

Наполненный новым содержанием, он почти совершенно (исключение составляют политические элегии) утратил черты высокого стиля. Более того, большей частью элегия выступает у Языкова как жанр «низкий». Просторечия, нарочитая небрежность языка, смелые поэтические сравнения - все это встречается у Языкова более чем где-нибудь именно в элегиях. Смысл и стилистический эффект этих стихотворений обычно сосредоточены ближе к концу, в последних строфах. В первых же частях ироничный тон едва заметен.

    * Теперь мне лучше: я не брежу
    * Надеждой темной и пустой,
    * Я не стремлюсь моей мечтой
    * За узаконенную межу
    * В эдем подлунный и чужой.

 

    * Во мне уснула жажда неги.
    * Неумолимый идеал
    * Меня живил и чаровал -
    * И я десятка два элегий
    * Ему во славу написал.

Но внезапно вторгающийся смелый оборот (в данном случае просторечное «с десятка два») подготавливает иронический поворот концовки.

    * Но тщетны миленькие бредни:
    * Моя душа огорчена,
    * Как после горестного сна,
    * Как после праздничной обедни,
    * Где речь безумна и длинна!

Как правило, в этих концовках Языков прибегает к изысканно дерзким, бытовым и часто «низким» сравнениям:

    * И как сибирская пищуха
    * Моя поэзия поет.
    * И глупость страсти роковой
    * В душе исчезла молодой…
    * …Так, слыша выстрел, кулики
    * На воздух мечутся с реки…

Языковские дружеские послания первой половины 1820-х годов развивают темы его вольных песен, но по сравнению с этими песнями в них более отчетливо звучит мотив благородного служения родине: независимая свободная жизнь готовит молодые сердца к подвигам «чести и добра», учит их не унижаться перед самовластьем и не считать «закон царя» «законом судьбы». К середине 1820-х годов, времени расцвета дарования Языкова относится его известный пушкинский «цикл» - «Тригорское», послания к Пушкину, няне Пушкина… Языков встретился с Пушкиным летом 1826 года, приехав для этого в Тригорское, имение своего дерптского приятеля А.Н. Вульфа. Инициатива знакомства принадлежала Пушкину, который первым обратился к Языкову посланием («Издревле сладостный союз…») и пригласил его приехать. В этих стихотворениях встреча с Пушкиным, очаровавшим Языкова талантом, умом, свободолюбием, предстает как некий пир в честь вольности и вдохновения. Все обстоятельства и подробности этой встречи окрашиваются в соответствующие тона. Тригорское - это страна,

 
* …где вольные живали * Сыны воинственных славян, * Где сладким именем граждан * Они друг друга называли, - это * Приют свободного поэта, * Не побежденного судьбой. Пушкин для Языкова «вольномыслящий поэт, наследник мудрости Вольтера». Беседуя, поэты летают «мыслью вдохновенной» в «былых и будущих веках»…Даже Волга - родина Языкова, так часто им воспеваемая, первый и единственный раз становится в этих стихах «рекой, где Разин воевал». В споре Пушкина с самодержавием Языков решительно и демонстративно принимает сторону поэта: * Теперь, когда Парнаса воды * Хвостовы черпают на оды * И простодушная Москва, * Полна святого упованья, * Приготовляет торжества * На светлый день царевенчанья, - * С челом возвышенным стою * Перед скрижалью вдохновений * И вольность наших наслаждений * И берег Сороти пою! * («А.С. Пушкину») В стихотворениях пушкинского «цикла», во многих отношениях являющихся вершиной поэтических достижений Языкова, он показал себя и мастером пейзажной лирики. В творчестве Языкова первого периода почти нет просто описательных, пейзажных произведений (исключение составляет стихотворение «Две картины», но и оно по замыслу часть поэмы). Однако встречающиеся у него в это время изображения природы значительны, интересны и до сих пор сохраняют силу своего воздействия. Очевидно, что в описательной поэзии Языков, как и Рылеев, во многом был учеником Пушкина, но, несомненно, и его поэтическое своеобразие. Оно сказывается, прежде всего, в самом подходе к изображению природы. Языков рисует не просто виды, пейзажи, картины - он рисует явления природы. Что бы он ни изображал - бурю ли и грозу или свежее утро, лунную ночь, томительно жаркий день - это именно явления природы, о которых поэт говорит торжественным, «ломоносовским», «державинским» языком, добиваясь при помощи смелых поэтических образов свежести, реальности этих величественных картин: * Бывало, в царственном покое * Великое светило дня, * Вослед за раннею денницей, * Шаром восходит огневым * И небеса, как багряницей, * Окинет заревом своим; * Его лучами заиграют * Озер живые зеркала; * Поля, холмы благоухают, * С них белой скатертью слетают * И сон и утренняя мгла… Характерно, что языковские картины природы всегда даны в движении, в процессе перехода из одного состояния в другое, они совершаются, как и подобает природным явлениям. Сверкающие утро на озере сменяется душной ночью («Две картины»), душный день - ночной грозой, причем сама гроза собирается медленно, постепенно приближаясь и нарастая, и наконец разражается громом, ливнем, молнией («Тригорское»).





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Замкнутое море» поэзии Языкова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > «Замкнутое море» поэзии Языкова
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему «Замкнутое море» поэзии Языкова, Другие сочинения по современной литературе