Любовные стихотворения Языкова в 1820-е годы, почти все связанные с именем А.А. Войековой, большей частью окрашены чувством досады и разочарования. «Божество» поэта, его «рай», «звезда», указавшая ему путь вдохновений и пробудившая в нем «любви чарующую силу», оказывается далеко не идеальной, а сама любовь - несерьезным увлечением. По форме эти стихотворения привлекают внимание своей поэтической смелостью. С трудом они могут быть названы элегиями, этот жанр в творчестве Языкова оказался сильно разрушенным.
Наполненный новым содержанием, он почти совершенно (исключение составляют политические элегии) утратил черты высокого стиля. Более того, большей частью элегия выступает у Языкова как жанр «низкий». Просторечия, нарочитая небрежность языка, смелые поэтические сравнения - все это встречается у Языкова более чем где-нибудь именно в элегиях. Смысл и стилистический эффект этих стихотворений обычно сосредоточены ближе к концу, в последних строфах. В первых же частях ироничный тон едва заметен.
* Теперь мне лучше: я не брежу
* Надеждой темной и пустой,
* Я не стремлюсь моей мечтой
* За узаконенную межу
* В эдем подлунный и чужой.
* Во мне уснула жажда неги.
* Неумолимый идеал
* Меня живил и чаровал -
* И я десятка два элегий
* Ему во славу написал.
Но внезапно вторгающийся смелый оборот (в данном случае просторечное «с десятка два») подготавливает иронический поворот концовки.
* Но тщетны миленькие бредни:
* Моя душа огорчена,
* Как после горестного сна,
* Как после праздничной обедни,
* Где речь безумна и длинна!
Как правило, в этих концовках Языков прибегает к изысканно дерзким, бытовым и часто «низким» сравнениям:
* И как сибирская пищуха
* Моя поэзия поет.
* И глупость страсти роковой
* В душе исчезла молодой…
* …Так, слыша выстрел, кулики
* На воздух мечутся с реки…
Языковские дружеские послания первой половины 1820-х годов развивают темы его вольных песен, но по сравнению с этими песнями в них более отчетливо звучит мотив благородного служения родине: независимая свободная жизнь готовит молодые сердца к подвигам «чести и добра», учит их не унижаться перед самовластьем и не считать «закон царя» «законом судьбы». К середине 1820-х годов, времени расцвета дарования Языкова относится его известный пушкинский «цикл» - «Тригорское», послания к Пушкину, няне Пушкина… Языков встретился с Пушкиным летом 1826 года, приехав для этого в Тригорское, имение своего дерптского приятеля А.Н. Вульфа. Инициатива знакомства принадлежала Пушкину, который первым обратился к Языкову посланием («Издревле сладостный союз…») и пригласил его приехать. В этих стихотворениях встреча с Пушкиным, очаровавшим Языкова талантом, умом, свободолюбием, предстает как некий пир в честь вольности и вдохновения. Все обстоятельства и подробности этой встречи окрашиваются в соответствующие тона. Тригорское - это страна,
* …где вольные живали
* Сыны воинственных славян,
* Где сладким именем граждан
* Они друг друга называли, - это
* Приют свободного поэта,
* Не побежденного судьбой.
Пушкин для Языкова «вольномыслящий поэт, наследник мудрости Вольтера». Беседуя, поэты летают «мыслью вдохновенной» в «былых и будущих веках»…Даже Волга - родина Языкова, так часто им воспеваемая, первый и единственный раз становится в этих стихах «рекой, где Разин воевал». В споре Пушкина с самодержавием Языков решительно и демонстративно принимает сторону поэта:
* Теперь, когда Парнаса воды
* Хвостовы черпают на оды
* И простодушная Москва,
* Полна святого упованья,
* Приготовляет торжества
* На светлый день царевенчанья, -
* С челом возвышенным стою
* Перед скрижалью вдохновений
* И вольность наших наслаждений
* И берег Сороти пою!
* («А.С. Пушкину»)
В стихотворениях пушкинского «цикла», во многих отношениях являющихся вершиной поэтических достижений Языкова, он показал себя и мастером пейзажной лирики. В творчестве Языкова первого периода почти нет просто описательных, пейзажных произведений (исключение составляет стихотворение «Две картины», но и оно по замыслу часть поэмы). Однако встречающиеся у него в это время изображения природы значительны, интересны и до сих пор сохраняют силу своего воздействия. Очевидно, что в описательной поэзии Языков, как и Рылеев, во многом был учеником Пушкина, но, несомненно, и его поэтическое своеобразие. Оно сказывается, прежде всего, в самом подходе к изображению природы. Языков рисует не просто виды, пейзажи, картины - он рисует явления природы. Что бы он ни изображал - бурю ли и грозу или свежее утро, лунную ночь, томительно жаркий день - это именно явления природы, о которых поэт говорит торжественным, «ломоносовским», «державинским» языком, добиваясь при помощи смелых поэтических образов свежести, реальности этих величественных картин:
* Бывало, в царственном покое
* Великое светило дня,
* Вослед за раннею денницей,
* Шаром восходит огневым
* И небеса, как багряницей,
* Окинет заревом своим;
* Его лучами заиграют
* Озер живые зеркала;
* Поля, холмы благоухают,
* С них белой скатертью слетают
* И сон и утренняя мгла…
Характерно, что языковские картины природы всегда даны в движении, в процессе перехода из одного состояния в другое, они совершаются, как и подобает природным явлениям. Сверкающие утро на озере сменяется душной ночью («Две картины»), душный день - ночной грозой, причем сама гроза собирается медленно, постепенно приближаясь и нарастая, и наконец разражается громом, ливнем, молнией («Тригорское»).
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме «Замкнутое море» поэзии Языкова. Поищите еще с сайта похожие.