А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Вольное общество любителей российской словесности - сочинение

Вольное общество любителей российской словесности, существовавшее с 1816 по 1825 год, оставило заметный след в истории русской литературы и журналистики. Это одна из первых организаций передовых писателей России. Деятельность Вольного общества любителей российской словесности была тесно связана с деятельностью декабристов, многие из которых были членами этого общества. Всего в Вольном обществе насчитывалось свыше 240 членов (82 «действительных члена», 24 «члена-сотрудника», 39 «членов-корреспондентов» и 96 «почетных членов»). В составе Общества находилось около 20 членов Союза благоденствия, которые и «задавали тон» в этом литературном объединении. Основным источником курсовой работы является книга Василия Григорьевича Базанова «Ученая республика», в которой автор последовательно и, насколько это возможно, подробно рассматривает историю Общества. «Ученая республика», по словам Базанова, более уточненное и переработанное издание, чем вышедшая в 1949 году книга «Вольное общество любителей российской словесности». Поэтому мой выбор основного источника для курсовой работы остановился на «Ученой республике».

До работ В.Г.Базанова Вольное общество любителей российской словесности не являлось темой специального расследования. В ряде материалов библиографического и историко-литературного характера встречались лишь разрозненные сведения об Обществе.

Сохранившийся архив Вольного общества, состоящий из 104 переплетенных «Журналов» и «Отчетов», поражает обилием официальной переписки, подробнейшими финансовыми отчетами, многочисленной корреспонденцией. Документы же, отражающие творческую жизнь Общества, представлены исключительно слабо. Возможно, что часть документов была уничтожена в декабре 1825 года Глинкой или Никитиным, но скорее всего, Боровковым. Однако по сохранившимся документам В.Г.Базанов восстановил историю Вольного общества любителей российской словесности.

При написании курсовой работы мною были использованы и другие, менее подробные, источники.

Учитывая, что курсовая работа по курсу истории русской журналистики, большее внимание в ней я постаралась уделить изданиям Вольного общества любителей российской словесности, не забывая, впрочем, и о его истории.

Датой возникновения Санкт-Петербургского Вольного общества любителей российской словесности, или, как оно еще сначала называлось, Общества соревнователей просвещения и благотворения, следует считать 17 января 1816 года. Именно в этот день состоялось первое собрание его основателей, на котором Е.Люценко, А.Боровков, А.Никитин и И.Боровков приняли правила Общества. Их целью было «остающееся от занятий по службе время употребить на полезнейшие упражнения, предлагая труды свои на взаимное суждение». «Был прочтен проект устава; сделаны исправления, изменения, и заседание кончилось» (А.Д.Боровков).

Уже через две недели со дня возникновения Общества, 28 ноября 1816 года, на очередном заседании был единогласно принят действительным членом Федор Николаевич Глинка (окончательно утвержден на следующем заседании – 5 декабря 1816 года). Глинка (тогда уже известный писатель и член Союза Спасения) быстро продвигается в руководящий состав Вольного общества любителей российской словесности.

Чтобы правильнее оценить роль Вольного общества, которую оно играло в годы своего существования, необходимо сделать отступление, касающееся тайных обществ декабристов. На смену Союзу Спасения (1816-1817) пришел Союз Благоденствия (1818-1821). Союз Благоденствия заботился об объединении прогрессивных национальных сил, о большой просветительской работе, о влиянии на общественное мнение. Отсюда в Союзе Благоденствия, в его пропагандистских занятиях такое важное место занимают конституционные проекты, петиции, легальные просветительские мероприятия, литература и наука.

Законоположением Союза Благоденствия стала «Зеленая книга», названная так, по предположениям исследователей, по цвету обложки. Структура Союза Благоденствия предусматривала строгую конспирацию и была невероятно сложна. Существовала целая лестница управ, сложная и запутанная сеть филиалов тайного общества. Кроме управ, членам Союза Благоденствия рекомендовалось учреждать специальные «вольные общества», которые по сути были легальными представительствами тайных декабристских обществ.

Именно так, «Вольные общества», называлась одна из глав законоположения Союза. Ниже приводятся некоторые из ее параграфов:
«П.48. В о л ь н ы м и о б щ е с т в а м и называются в Союзе Благоденствия все общества, к цели его стремящиеся, но вне оного находящиеся.
П.49. Учреждение оных и продолжение вменяются в особую заслугу членам Союза – имена их вписываются в почетную книгу. (…)
П.52. В оных должны быть порождаемы и укрепляемы: согласие и единодушие, охота к взаимному сообщению полезных мыслей, познание гражданских обязанностей и любовь к отечеству».

Таким Вольным обществом и стало Вольное общество любителей российской словесности. В большинстве источников, в которых история Вольного общества не изучается подробно, Общество представляется как периферийная декабристская организация.

«Правила общества любителей словесности» в политическом смысле были вне всяких подозрений. Основная цель Общества сводилась к чтению и исправлению читавшихся на собраниях произведений. В конце 1817 года, по предложению Никитина, Обществом было решено издавать журнал «Труды Вольного общества любителей российской словесности», который выходит также и под названием «Соревнователь просвещения и благотворения».

До 1818 года Общество именовалось просто Общество любителей российской словесности, только в этом году получив дополнение: Вольное. Был принят новый устав. Поправки к нему были несомненно предложены Глинкой и Никитиным. Все новое, что было внесено в этот документ, приближало цели Вольного общества к целям Союза Благотворения.

Но и после этого деятельность Вольного общества была неактивна, проходила в мелких распрях и в чтении заурядных произведений. Легче было создать новое общество, чем возродить старое. Вольное общество переживало кризис. Попытки Глинки и Никитина привить Обществу гражданское направление не имели успеха. Однако Никитин не успокаивается, выдвигая одну идею за другой. В его лице Федор Глинка имел верного помощника.

Как видно, Глинке и Никитину на первых порах плохо удавалось решение поставленной задачи: пропагандировать с помощью писателей и ученых идеи «Зеленой книги». Но в 1818 году в «упражнениях» членов Вольного общества намечается выход к гражданской теме. Именно в этом году в жизни «соревнователей» наступили события, которые превратили Общество словесности действительно в Вольное общество прогрессивных писателей.

Активнейший член Союза Благоденствия Федор Глинка с помощью Никитина добивается принятия новой «Формы избрания в члены действительные, сотрудники и в корреспонденты, налицо находящиеся». Церемония принятия стала более серьезной и строгой. Новые правила, утвержденные 25 февраля 1818 года, прививали чувство ответственности каждого члена перед Вольным обществом, предполагали необходимость строжайшей дисциплины, взаимной поруки, конспирации, ограничивали доступ в Общество случайным людям и способствовали привлечению к цели Союза Благоденствия истинных «соревнователей».




 
Для «успехов просвещения» в обновленном Обществе были организованы специальные «ученые упражнения». Под ними подразумевались как публицистические выступления, так и художественные произведения. Одним из доказательств того, что Вольное общество любителей российской словесности стало прогрессивным обществом того времени, является список его членов, который полностью опубликован в «Ученой республике» В.Г.Базанова. В 1818 году почетными членами Общества избираются крупнейшие поэты той поры – И.А.Крылов, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, рекомендованные Ф.Н.Глинкой и А.Е.Измайловым. В конце 1819 года в Общество были приняты А.А.Дельвиг, П.А.Плетнев, В.К.Кюхельбекер. В 1818 году фактически руководителем Вольного общества становится Глинка, так как председатель Салтыков мало интересуется делами Общества. Глинка числился в должности помощника председателя, а по существу он возглавлял Общество соревнователей и отвечал за свою деятельность перед Союзом Благоденствия. 1 апреля 1818 года Никитин для «вящей пользы» предложил сделать в уставе Общества «пополнение и перемену». Перемена была им предложена серьезная, Вольное общество становилось своеобразной республикой литераторов. В новом проекте Общество называлось «ученой республикой». Предложенная форма «ученой республики» во главе с президентом инсценировала республиканско-конституционный образ правления. Превращение Вольного общества в «ученую республику» не могло встретить единодушного приветствия членов-соревнователей. Мнение Никитина было принято 22 апреля 1818 года, но с большими оговорками. Из новых «Правил о порядке заседаний и правах председателя» было даже исключено само выражение «ученая республика». Но тем не менее Вольное общество постепенно превращается в «ученую республику». Глинка 16 июля 1919 года становится ее президентом. Соревнователи-консерваторы в скором времени почувствовали себя в Обществе неуютно и перешли к открытой борьбе с теми порядками, которые насаждались Глинкой и Никитиным. Говоря о Вольном обществе любителей российской словесности, нельзя не упомянуть и о том, что «ученой республикой» в 1820 году была организована политическая демонстрация против высылки А.С.Пушкина из Петербурга. Узнав о доносе на Пушкина и о предстоящей ссылке, «соревнователи» в этот день созвали чрезвычайное собрание «ученой республики». На этом заседании 22 марта Кюхельбекер прочитал свое стихотворение «Поэты», которое было непосредственно связано с высылкой Пушкина и демонстрировало протест «ученой республики». Одновременно с Кюхельбекером Дельвиг представил свое стихотворение «Поэт». В сентябрьском номере «Сына Отечества» последовало послание Глинки к Пушкину. Оно придало протесту «ученой республики» против ссылки Пушкина явно демонстративный характер. Члены Вольного общества не упускали случая, чтобы не напомнить о ссыльном поэте. В январе 1821 года признал себя распущенным близкий к провалу Союз Благоденствия. Начинается новая пора в жизни «ученой республики». Вольное общество любителей российской словесности окончательно становится центром, вокруг которого объединяются прогрессивные силы в литературе. В 1821 году в «ученых упражнениях» первое место занимают произведения гражданской тематики, в деятельности Общества принимают активное участие крупнейшие декабристы. Многие «соревнователи», не принимавшие непосредственного участие в декабристском движении, увлечены идеей гражданского служения обществу. На заседаниях постоянно слушались социологические доклады. В 1821 году в Вольном обществе активно сотрудничают Рылеев, братья Бестужевы, Корнилович. Тогда же в действительные члены были приняты Баратынский, Гнедич и др. В 1822 году особенно активно сотрудничали Ф.Глинка, К.Рылеев, А.Бестужев, Н.Бестужев, А.Корнилович, О.Сомов, А.Никитин, А.Дельвиг. В «ученые упражнения» закономерно входят фольклористические статьи, свидетельствующие о внимании «соревнователей» к народной поэзии. Вольное общество занималось пропагандой фольклора и памятников древнерусской литературы. Характерную черту «ученых упражнений» 1822 года составляет повышенный интерес к национально-героической исторической теме. На первом плане стояла история родной страны. 1823 год. Президентом «ученой республики» по-прежнему является Глинка, секретарем – Никитин. Остальные должности в основном занимают декабристы и их соратники. 22 мая состоялось публичное собрание Общества в доме Г.Р.Державина. На собрание были приглашены, кроме действительных членов, сотрудников и корреспондентов, почетные члены и многие влиятельные люди столицы. Собрание прошло с большим успехом, всего присутствовало свыше 50 человек. Стремясь окончательно подчинить «ученую республику», оставшуюся в наследство от Союза Благоденствия, задачам декабристской пропаганды, Рылеев и А.Бестужев с согласия и при поддержке Глинки создали в конце 1823 года специальный домашний комитет, являвшийся политическим, руководящим центром Вольного общества. Вновь учрежденный комитет спас, по словам Никитина, «ученую республику», которая к тому времени была раздираема несколькими внутренними течениями, от разрушения и восстановил ее «для нового существования». В 1824 году комитет собирался, судя по всему, в квартире Рылеева. В том же доме проживали А.Бестужев и О.Сомов. В этом году был принят в Общество будущий издатель «Московского телеграфа» Н.А.Полевой. К осени относится знакомство Грибоедова с А.Бестужевым, Рылеевым и Глинкой. 15 декабря Грибоедов был избран в действительные члены «ученой республики». Конечно, далеко не все члены Общества были близки к декабризму. В Обществе состояли и принципиальные враги этого движения, и литераторы, не замешанные в политике вообще. В конце 1824 года Рылеев становится руководителем Северного общества, но он не забывает и об «ученой республике». Теперь уже не Глинка влияет на Рылеева, а Рылеев, председатель домашнего комитета, влияет на президента Общества. Характеристика «ученых упражнений» Общества в 1825 году представляется почти невозможной, поскольку в архиве сохранился лишь финансовый отчет казначея. Все остальные бумаги Вольного общества были потеряны или, что скорее всего, уничтожены. Но в 1825 году «ученая республика» не прекращала своих «упражнений», а возможно, еще с большей настойчивостью пропагандировала высокое гражданское искусство. В 1825 году Вольное общество любителей российской словесности прекращает свое существование.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Вольное общество любителей российской словесности. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Вольное общество любителей российской словесности
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Вольное общество любителей российской словесности, Другие сочинения по современной литературе