А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Выразительное чтение лирических произведений - сочинение




Изучение стихотворения «Узник» лучше начать со вступительного слова о Пушкине, затем Читатель читает стихотворение. Можно использовать в этом случае и фонохрестоматию, которая имеется почти в каждой школе. Однако не следует слишком увлекаться ею. Для читателей гораздо важнее в данном случае чтение учителя, его понимание и его трактовка стихотворения «Узник». Читатель должен заразить их своей любовью к поэзии, должен научить читать стихи. После чтения текста следует анализ стихотворения, неразрывно связанный с подготовкой нас к выразительному чтению его. Разрабатывая во время анализа стихотворения партитуру чтения, Читатель поставит вопросы о настроении стихотворения и в связи с этим о тоне чтения, о паузе после первой строчки и эпитетах, создающих мрачный колорит первого четверостишия.

Сравнивая первое и последнее четверостишия, шестиклассники определят тон чтения последней строфы как светлый, жизнеутверждающий, полный надежды. Для того чтобы помочь выразить в чтении эти наблюдения над текстом, следует установить, какие слова выделить как ударные. «Вольные птицы» в первой строке (сопоставив «вольные птицы» и «вскормленный в неволе»), слово «пора», заключающее эту строку, которое повторяется два раза. Не случаен и повтор в оставшихся трех строках, и стоит спросить нас, не создается ли монотонность от троекратного повторения одного и того же слова. Они придут к выводу о необходимости нарастания интонации к концу стихотворения.

Читая второе четверостишие, Читатели определяют, где и как в нем подготавливается переход к последнему четверостишию. Читатели выделяют во второй строке слово «одно», а в последней — «давай улетим», которые выражают призыв, радость. После работы над текстом Читатели переходят к тренировке, на которую необходимо отвести достаточно времени, чтобы и слабые Читатели попробовали свои силы, чтобы можно было всем классом обсудить чтение товарищей и прослушать стихотворение в исполнении В. И. Качалова или других мастеров чтения, использовав в этом случае фонохрестоматию.

Определив тон чтения начала «Полтавского боя» как радостный, в котором есть и сдержанная гордость, и торжество, Читатели обратятся к строкам, которые, по их мнению, передают чувства поэта. Появятся дополнительные краски при чтении слова «новой»: «Горит восток зарею новой». «Но явно счастье боевое служить уж начинает нам». Выделяется ударное слово—«нам». Эта мысль—«теперь наша берет»—будет подчеркнута, если выделить, как ударные, прочитанные с торжеством, глаголы в строках:
Уходит Розен сквозь теснины; Сдаётся пылкий Шлипенбах. Тесним мы шведов рать за ратыо; Темнеет слава их знамен...

Читатель обратит внимание в этом случае и на высокую, торжественную лексику. Следующий фрагмент «Полтавского боя» посвящен Петру. Хрестоматия предлагает учащимся сопоставить строки, посвященные Петру I и Карлу XII.- Шестиклассники сделают вывод о контрастном тоне чтения этих строк. Вопрос: «Что выделяет поэт в портретах, поступках и настроении двух полководцев?»— поможет определить ударные, главные слова при чтении.


 
Учителю следует уделить особое внимание тому, чтобы научить нас читать строки, в которых конец предложения не совпадает с концом строки. Среди актеров и авторов книг об искусстве чтеца есть много сторонников той точки зрения, что в таких случаях следует отдавать предпочтение грамматическому и смысловому принципу и не делать паузы в конце строки. Но есть и другая точка зрения, очевидно, более близкая к литературе, к поэзии. Самыми яркими ее представителями можно назвать В. Н. Яхонтова и В. И. Качалова, которые в своей исполнительской практике никогда не разрушали структуру стиха. Сейчас большое распространение получили записи стихов в чтении автора, которое является самым убедительным доказательством того, что в школе надо учить у себя читать так, чтобы они понимали как структуру стиха, так и грамматический строй речи, сумели правильно оценить и авторское исполнение. Тем более что несоответствие строки и предложения в стихах несет в себе определенную идейно-художественную нагрузку. Это еще одна краска на палитре художника, и мы ее должны видеть. Поэтому Читатель, работая над этим отрывком, должен познакомить читателей с двумя видами пауз (в конце строки и в конце предложения), разных по продолжительности, показать, как понижается перед ними голос, меняется интонация, какую роль в чтении играют паузы и т. д. Третий урок — урок выразительного чтения. Он посвящен анализу и чтению отрывка, который Читатели должны выучить наизусть. В учебнике предлагается учить наизусть от слов: «Уж близок полдень...» и до слов: «...и смерть и ад со всех сторон». Работа начинается с постановки задачи — подготовиться к выразительному чтению. После этого вновь звучит отрывок. Нужно только позаботиться, чтобы это было другое чтение, не то, которое наса слышали в первый раз. Это может быть запись в исполнении актера, может быть чтение учителя (если на предыдущем уроке звучала запись). Читатели определяют настроение каждой части отрывка, чтобы передать его в своем чтении. С этой целью они, выделяя главную мысль каждой части отрывка, дают им такие заголовки: «Как пахарь, битва отдыхает». «Два войска, два полководца». «И грянул бой, Полтавский бой!» Читатели определяют чередование настроений, смену интонаций. Начинается чтение неторопливо, повествовательным тоном. Дополнительная окраска появится после анализа сравнения «как пахарь, битва отдыхает» и метафоры «на холмах пушки, присмирев, прервали свой голодный рев». Следующий фрагмент выражает контрастные чувства: восторг по отношению к Петру и предчувствие поражения — о Карле. На этом уроке учителю следует уделить внимание анализу лексики произведения. Перед учащимися можно поставить вопрос о том, какое значение имеют в этой поэме архаизмы. Попутно следует объяснить им, что «музыка» и «холмы»— это тоже архаизмы. Читатели могут ответить, что Пушкин использует архаическую лексику, чтобы создать представление об эпохе Петра I. Однако более наблюдательные заметят и другую ее роль — средство создания высокого, торжественного тона повествования. Это наблюдение поможет найти верные краски для чтения отрывка, посвященного Петру I и Карлу XII. Следует обратить внимание на то, что Пушкин называет Карла героем, его соратников вождями, станет понятно, что поэт с уважением относится к такому серьезному противнику, какими были в то время шведы. И наконец бой. Тон чтения приподнятый, темп чтения ускоряется— все это передает напряжение битвы. Читатель ставит задачу — проследить, какие звуки повторяются в строках, рисующих самый напряженный момент боя.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Выразительное чтение лирических произведений. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Выразительное чтение лирических произведений
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Выразительное чтение лирических произведений, Другие сочинения по современной литературе