Тема детства глубоко органична для творчества Толстого и выражает
характерные черты его воззрений на человека и общество. И не случайно, что
Толстой посвятил этой теме свое первое художественное произведение. Ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки
Иртеньева есть его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте. Первоначальным источником этих его высоких духовных устремлений
является образ матери, которая олицетворяла для него все самое прекрасное.
Большую роль в духовном развитии Николеньки сыграла простая русская женщина -
Наталья Савишна.
В своей повести Толстой называет детство счастливейшей порой
человеческой жизни. "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!..
Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и
силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того,
когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность
любви - были единственными побуждениями в жизни?"
Детские годы Николеньки Иртеньева были беспокойными, в детстве он
испытал немало нравственных страданий , разочарований в окружающих его людях,
в том числе и самых близких для него, разочарований в самом себе.
Толстой рисует, как постепенно перед Николенькой раскрывается
несоответствие внешней оболочки окружающего мира и истинного его содержания.
Николенька постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается,
не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие,
какими они хотят казаться. Он замечает в каждом человеке неестественность
и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям. Замечая и в себе эти
качества, он нравственно казнит себя. Для этого характерен такой пример:
Николенька написал стихи по случаю дня рождения бабушки. В них есть строка,
говорящая, что он любит бабушку как родную мать.
Обнаружив это он начинает
доискиваться, как мог он написать такую строку. С одной стороны , он видит
в этих словах как бы измену по отношению к матери, а с другой - неискренность
по отношению к бабушке. Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя, -
значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему, значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. В результате в Николеньке
укрепляется аналитическая способность. Подвергая все анализу, Николенька
обогащает свой духовный мир, но тот же самый анализ разрушает в нем наивность,
безотчетную веру во все доброе и прекрасное, что Толстой считал "лучшим даром
детства". Это очень хорошо показано в главе "Игры". Дети играют, и игра
доставляет им большое наслаждение. Но они получают это наслаждение в той
мере, в какой игра кажется им настоящей жизнью. Как только утрачивается эта
наивная вера, игра становится неинтересной. Первым высказывает мысль о том,
что игра не есть настоящее, Володя - старший брат Николеньки. Николенька
понимает, что брат прав, но тем не менее слова Володи глубоко его огорчают.
Николенька размышляет: "Ежели судить по-настоящему, то игры никакой
не будет. А игры не будет, что ж тогда останется?"
Эта последняя фраза многозначительна. Она свидетельствует о том,
что настоящая жизнь (не игра) мало доставляет радости Николеньки. Настоящая
жизнь - это жизнь "больших", то есть взрослых, близких ему людей. Николенька
живет как бы в двух мирах - в мире взрослых людей, полном взаимного недоверия,
и в мире детском, привлекающем своей гармонией.
Большое место в повести занимает описание чувства любви в людям.
Детский мир Николеньки, ограниченный пределами патриархальной дворянской
семьи и наследственной усадьбы, действительно полон для него тепла и очарования.
Нежная любовь к матери и почтительное обожание отца, привязанность к
чудаковатому добряку Карлу Ивановичу, к Наталье Савишне, убеждение, что все
окружающее существует только для того, чтобы "мне" и "нам" было хорошо,
детская дружба и беспечные детские игры, безотчетная детская любознательность -
все это вместе взятое окрашивает для Николеньки окружающий его мир в самые
светлые, радужные тона. Но в то же время Толстой дает почувствовать, что в
действительности этот мир полон неблагополучия, горя и страдания. Автор
показывает, как мир взрослых людей разрушает чувство любви, не дает ему возможности
развиваться во всей чистоте и непосредственности. отношение Николеньки к
Илиньки Грапу отражает дурное влияние на него мира "больших". Илинька Грап
был из небогатой семьи, и он стал предметом насмешек и издевательств со
стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева. Дети уже были способны
проявлять жестокость. Николенька не отстает от своих друзей. Но тут же,
как всегда, испытывает чувство стыда и раскаяния.
Окружающий Николеньку мир действительных отношений усадебной и
светской жизни раскрывается в "Детстве" в двух аспектах: в субъективном, т.е.
в том виде, в котором он воспринимается наивным ребенком и со стороны своего
объективного общественно-нравственного содержания, как оно понимается автором.
На постоянном сопоставлении и столкновении этих двух аспектов и
строится все повествование.
Образы всех действующих лиц в повести группируются вокруг центрального
образа - Николеньки Иртеньева. Объективное содержание этих образов
характеризуется не столько отношением к ним самого Николеньки, сколько тем
действительным влиянием, которое они оказали на ход его морального развития,
о чем сам Николенька еще не может судить, но весьма определенно судит автор.
Наглядным примером того служит подчеркнутое противопоставление детского
отношения Николеньки к Наталье Савишне авторскому воспоминанию о ней.
"С тех пор, как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки;
но теперь только умею ценить их..." - это говорит автор. Что же касается
Николеньки, то ему "и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание
была эта старушка". Николенька "так привык к ее бескорыстной нежной любви..,
что и не воображал, чтобы это могла быть иначе, нисколько не был благодарен
ей".
Мысли и чувства Николеньки, наказанного Натальей Савишной за испачканную
скатерть, проникнуты барским высокомерием, оскорбительным барским пренебрежением
к этой "редкой" "чудесной" старушке: "Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь
по зале и захлебываясь от слез, - Наталья Савишна. просто Наталья, говорит мне
ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет,
это ужасно!"
Однако несмотря на пренебрежительное отношение и вопреки невниманию
Николеньки к Наталье Савишне ("я ... никогда не задавал себе вопросов: а что,
счастлива ли она, довольна ли она..."), она дана как образ человека, оказавшего
едва ли не самое " сильное и благое влияние" на Николеньку, на его
"направление и развитие чувствительности".
В совершенно ином отношении к моральному развитию Николеньки дан
в повести образ его отца Петра Александровича Иртеньева. Совершенно не
соответствует восторженное отношение Николеньки к отцу, проникнутое глубочайшим
уважением ко всем его словам и поступкам, авторской оценки этого человека.
Наглядным примером того служит явно отрицательная характеристика,
данная Петру Александровичу Иртеньеву от автора в главе "Что за человек
был мой отец?". Именно этой отрицательной авторской характеристике, а не
детским оценкам Николеньки отвечает реальное содержание образа Петра
Александровича, находящее тонкое выражение в трагизме матери, в недоброжелательстве
бабушки к недостойному мужу обожаемой дочери.
Как и другие образы взрослых людей, окружающих Николеньку, образ
отца раскрывается не в его собственном развитии,
а через развитие Николеньки, по мере своего возмужания постепенно
освобождающегося от детских иллюзий.
Образ отца, постепенно падающего все ниже и ниже в глазах подрастающего
сына, играет очень важную роль. Взятый сам по себе, этот образ строится на
противопоставлении блестящей светской репутации Петра Александровича и
аморальности, нечистоплотности его внутреннего облика.
За внешним обличием Петра Александровича, обаятельного светского
человека, любящего мужа и нежного отца, скрывается азартный картежник и
сластолюбец, обманывающий свою жену и разоряющий своих детей.
В образе отца с наибольшей глубиной раскрывается безнравственность
светского идеала comme il faut.
В ряд с образом отца Николеньки ставятся в повести и все другие
образы типичных представителей дворянского света: старший брат Володя, во
многом повторяющий образ отца, бабушка с ее самодурством и высокомерием,
князь Иван Иванович, отношения с которым заставляют Николеньку испытать
унизительность зависимости от богатого родственника, семья Корнаковых -
образец бездушия светского воспитания детей, и надменные, самодовольные барчуки
брать Ивины.
Воплощенная во всех этих образах аморальность светских нравов и
отношений раскрывается перед нами постепенно по мере постижения ее Николенькой
Иртеньевым.
В "подробностях чувств", в "тайных процессах психической жизни человека",
в самой "диалектике души" ищет и находит Толстой выражение типического и раскрывает
это типическое в бесконечном многообразии его индивидуальных проявлений.
"Детство" до сих пор сохраняет все свое художественное и
познавательное значение глубоко реалистической картины дворянского быта и нравов
30-40-х годов прошлого века, проникновенного изображения сложного процесса
формирования человеческой личности и того влияния, которое оказывает на
этот процесс социальная среда.
К числу самых талантливых книг, в которых раскрывается внутренний мир
ребенка, принадлежит и "Детство Никиты" - повесть замечательного писателя
А.Н.Толстого.
Рассматриваемая на фоне произведений Аксакова С.Т. и Толстого Л.Н.
повесть "Детство Никиты" занимает свое место, обусловленное и новой исторической
эпохой, и характером личной судьбы ее автора.
Автобиографическая повесть для детей "Детство Никиты" ("Повесть о
многих превосходных вещах" - в первом издании) написана Толстым в 1920 году
для детского журнала во Франции; в 1922 году она была опубликована в
Берлине, а для советских детей впервые была выпущена в 1936 году.
"Детство Никиты" - поэтическое повествование о годах формирования человека.
Это самобытное, оригинальное создание творческой памяти писателя.
В произведении описывается хроника основных событий жизни героя в
течение года, последнего года перед началом учения. Взаимосвязь жизни
десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит
повествования:
"Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры".
"Все это - мое,- думал он,- когда-нибудь сяду на воздушный корабль
и умчу..." Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы
едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот
после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые
были приглашены в гости: "Никите казалось, что он едет во сне, в заколдованном
царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на
душе".
Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает
в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического.
Поэтому становится понятным столь пристальное внимание Никиты ко всему, что
его окружает.
Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими
представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать
окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним
вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта
вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось
колечко, Никита с уверенностью говорит: "Это волшебное".
Автор включает в повествование картины быта. В "Детстве Никиты"
Толстой представил крестьянскую жизнь безмятежной, в одних поэтических чертах,
как воспринял ее сам в раннем детстве.
Толстой наделил Никиту уважением к народу. Самым авторитетным лицом Никита
считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка - подпаска. Это
серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит
с напускным равнодушием. "Никита с большим уважением глядел на Коряшонка".
Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден
русский склад ума и русский характер.
Другой знакомец Никиты - вихрастый, курносый и большеротый Степа
Карнаушкин с "заговоренным кулаком". Компанию деревенских друзей Никиты дополняют
Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник
Петрушка.
Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае,
в людской, на гумне... Для Никиты понятнее всего суждения Мишки Коряшонка.
Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий,
сутулый Артем.
Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят,
к мужицким занятиям, не понимая, правда, сложностей и тягот деревенской жизни,
но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя
себя чем-то неразрывно связанным с деревней.
Повесть Толстого в ряду книг о дворянском детстве является
последним звеном; здесь есть все, характерное для детства барчонка, но все же
это - конец дворянской усадьбы, помещичий быт на ущербе.
Судьбы детской литературы прочно связаны с историей большой литературы.
Связи эти сложны: в чем-то отставая от "взрослой", детская литература не
плетется в хвосте у нее, а идет своими путями, делая собственные открытия и
опережаю порою "взрослую" литературу. В развитии детской литературы есть
своя внутренняя логика. Но в полной мере закономерности развития детской
литературы появляются лишь в общем историко-литературном контексте.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поискомВ нашей базе свыше 20 тысяч сочинений Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Детские годы Николеньки Иртеньева. Поищите еще с сайта похожие.
|