Зарождающийся сентиментализм был поддержан также жанрами «слезной» драмы и комической оперы, во многом ориентирующимися на вкусы демократического зрителя. В предисловии к своей комедии «Мот, любовью исправленный» (1765) В. И. Лукин отмечает появление части зрителей, которая любит «характерные, жалостные и благородными мыслями наполненные… комедии».
В период классицизма в мемуарах, так же как и в литературе, проявление личности преимущественно находило себя в государственной службе, в исполнении «должности», хотя и начал складываться рассказ-воспоминание о целой жизни автора. К концу века созрел взгляд на ценность собственной личности как таковой. В «Записках» А. Р. Воронцова сказано: «Я всегда был того мнения, что люди имеют собственную их достоинствам внутреннюю цену, которой не в состоянии отнять у них никакой деспот»3.
Итак, во внимании к эмоциональной сфере человека Карамзин имел своих предшественников. Но в отличие от них, ограничивавшихся, как правило, лишь констатацией психологического состояния, Карамзин сумел раскрыть психологию человека как динамический процесс и с полной убежденностью воскликнуть: «Человек велик духом своим! Божество обитает в его сердце!»
Оправдание человеческой личности независимо от ее сословной принадлежности в качестве основного объекта изображения в литературе, раскрытие ее духовного мира, ставшего основным структурообразующим компонентом в сентиментальных произведениях, свидетельствуют о том, что сентиментализм как направление был неразрывно связан с общим процессом демократизации русской литературы в XVIII веке.
Комическая опера, расцвет которой падает на последнее тридцатилетие XVIII века, была заметным явлением литературы и театра. Имеющий своими истоками произведения народного театра, этот «легкий» вид бытовой музыкальной комедии развивался в общем русле историко-литературного процесса. Лучшие образцы комической оперы-были тесно связаны с просветительством, в доступной форме она доносила до зрителей многие идеи антикрепостнической и социально-обличительной литературы своего времени. «Широта жизненного влияния,-пишет Т. Н. Ливанова,- вот что было огромной силой «легкого» жанра комической оперы. Благодаря ее образам, ее ситуациям, ее напевам новые темы и мотивы социального обличения - хотя бы и поданные в личной форме распространялись так широко и проникали в такие слои, круги, группы людей, куда не вовлек бы их в XVIII веке никакой журнал, не донесла бы никакая книга»1. По образному выражению исследовательницы, комическая опера как бы обладала «крыльями», которые помогали ее распространению, и этими крыльями была музыка.
26 августа 1772 года была поставлена в Царском Селе первая русская комическая опера «Анюта» М. И. Попова (1742- ок. 1790). В 1765 году М. И. Попов поступил учиться в Московский университет, через два года был отозван в Комиссию по составлению нового уложения. Попов сотрудничал в сатирических изданиях Н. И. Новикова и М. Д. Чулкова, но особенно велик его вклад в изучение народного творчества: им составлен сборник песен, содержащий более пятисот произведений. Сочинения Попова написаны на народной основе,
«Анюта» произведение на крестьянскую тему. Здесь достаточно правдиво говорится о трудностях крестьянского быта в крепостной деревне. Тяжелый труд на барина - вечный удел крестьянина Мирона:
* Мужик, сушись, крутись,
* Потей и работай;
* И после, хоть взбесился,
* А денежки давай.
Нагло ведут себя и представители городской администрации, вымогающие под разными предлогами у крепостных деньги. Так, Мирон, узнав о поборах в пользу одного из подьячих, жена которого родила сына, не без юмора замечает: «Неушто и робя приносы уже берет!» Вместе с тем отношение к крестьянам в опере противоречиво: они показаны грубыми и алчными, в отличие от благородных и чувствительных дворян. В этом особенно убеждает развязка комедии. Сюжет ее несложен. Крестьянин Мирон воспитал девочку-подкидыша Анюту, не зная, что она дочь опального полковника Цветаева. Анюта, которую хотят выдать замуж за батрака Филата, любит молодого дворянина Виктора и любима им. Препятствия, которые стоят на пути молодых людей, к счастью, исчезают, когда выясняется истинное происхождение Анюты. Жених-батрак спокойно отказывается от невесты, когда соперник дает ему деньги:
* Не о чем и мне тужить;
* Коли нет жены дворянки,
* За тридцать рублей купить
* Можно две жены крестьянки.
Заканчивалась пьеса призывом к классовому миру, к смирению и покорности:
Всех счастливей в свете тот, Кто своей доволен частью. Впрочем, следует иметь в виду, что «Анюта» впервые была исполнена в присутствии Екатерины II и благополучный конец мог быть приделан именно по этой причине. Во всяком случае, в ранней редакции оперы Филат дерзко угрожал сопернику:
* Смотри сберегайся
* И помни то, что также и крестьяне
* Умеют за себя стоять, как и дворяне.
Пьеса обратила на себя внимание современников особенностями языка: в репликах крестьян широко употреблялись диалектизмы, особенно заметные при сопоставлении с книжно-сентиментальными тирадами Виктора.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Зарождение русского сентиментализма. Поищите еще с сайта похожие.