А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (II вариант) - сочинение

Для русского человека характерно внимательное отношение к истории своего народа. Мыслящие люди во всё времена стремились найти в прошлом ответы на вопросы, которые ставило перед ними настоящее. В русской литературе также большое внимание уделялось исторической теме. В этом смысле мне особенно интересна первая половина XIX века. В это время люди чувствовали себя причастными к великим событиям, вершившимся в мире, ощущали ход истории. Это настроение замечательно выражено в творчестве А. С. Пушкина, который не однажды обращался к истории. Его перу принадлежат такие произведения, как “Арап Петра Великого”, драма “Борис Годунов”, роман “Капитанская дочка”, а также целый ряд стихотворений, так или иначе затрагивающих тему истории, прошлого. В исторической теме Пушкина более всего интересовала проблема взаимосвязи человеческой жизни и исторического процесса. Человек и история - вот тема, которой посвящены пушкинские исторические произведения, как прозаические (например, в “Капитанской дочке” он хотел показать историю “домашним образом”, через восприятие героев), так и стихотворные, в которых ему удается удивительно лаконично и изящно выразить свое отношение к этому вопросу.

Как же отвечает Пушкин-поэт на вопрос о роли человека в истории? Вспомним строки из стихотворения “Была пора: наш праздник молодой...”, написанного к двадцать пятой годовщине Лицея:

Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры.
Металися смущенные народы,
И высились и падали цари.

Мы видим, что лирический герой стихотворения чувствует себя частью истории. Он - свидетель великих событий, и эта роль не менее важна и величественна, чем даже участие в них.

Стихотворение написано в 1836 году, но к таким мыслям поэт приходит задолго до этого. Впервые он ставит эту проблему в драме “Борис Годунов”. На ее страницах мы встречаем два подхода к роли человека в истории. Носителями этих позиций становятся отец Пимен и Григорий Отрепьев.

Первый избирает для себя роль бесстрастного свидетеля, второй - роль непосредственного участника истории. Гришка жаждет настоящей жизни, ему невыносимо быть запертым в монастырских стенах. Он хочет быть в гуще событий, хочет быть участником, а поэтому так страстно сетует на свою судьбу, обращаясь к отцу Пимену:

Как весело провел ты свою младость!
Ты воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив! а я от отроческих лет
По келиям скитаюсь, бедный инок!
Зачем и мне не тешиться в боях,
Не пировать за царскою трапезой? .

На это Пимен отвечает:

Не сетуй, брат, что рано грешный свет покинул ты...



Я долго жил и многим насладился.
Но с той поры лишь ведаю блаженство, .
Как в монастырь Господь меня привел.

Пимен не стремится участвовать в событиях, он видит свое высокое предназначение в том, чтобы наблюдать за ходом истории и донести до потомков летопись дел “давно минувших дней”:

Исполнен долг, завещанный от Бога 
Мне, грешному...



Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают...

Летописец Пимен возлагает на себя очень важную миссию. Он готовит суд истории. Записывая людские деяния, “добру и злу внимая равнодушно”, он сообщает потомкам правду о “темном” прошлом. Это понимает Григорий. Мысленно обращаясь к царю Борису, он восклицает:

А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет
И не уйдешь ты от суда мирского, 
Как не уйдешь от Божьего суда!

Григорий понимает величие Пимена, но все равно стремится на волю, к настоящей жизни. Его мечте дано осуществиться: Гришка убегает из монастыря в Польшу, собирает рать, ведет ее на Москву и в конце концов захватывает царский трон. Из “бедного инока” он становится “сильным мира сего”, обретает власть и величие. Ему представляются картины собственного могущества, он жаждет власти. Но, полюбив, Григорий вдруг понимает, что его цель, царский трон, теряет для него былую притягательность. В страстном монологе, обращенном к любимой им Марине Мнишек, Григорий говорит:



 
Что Годунов? Во власти ли Бориса Твоя любовь, одно мое блаженство? Нет, нет. Теперь гляжу я равнодушно На трон его, на царственную власть. Твоя любовь... Что без нее мне жизнь. И славы блеск, и русская держава? Мы видим что для героев Пушкина, да и для самого поэта, человеческая жизнь, ее радости и горести важнее и дороже того мира, где “высятся и падают цари”. Пушкин видит как бы три пласта бытия. Во-первых, это мир обыкновенных людей, их частная жизнь с ее мелкими и крупными событиями. Во-вторых, это мир “власть имущих”, где кипят страсти и слишком часто льется кровь. И, наконец, в-третьих, - высший пласт, где вершится Суд Божий и Суд человеческий, иначе говоря, суд истории. К этому миру принадлежит Пимен, который ощущает мерную поступь Времени. В этом высшем мире существуют такие категории, как Истина, Время, История, Народ. Проблема участия народа в великих событиях - одна из главных проблем “Бориса Годунова”. Пушкин, быть может, первым из писателей признал важную роль народа в истории. Н. М. Карамзин, которому поэт посвятил свою драму, рассматривал историю как цепь деяний князей и царей, отказывая простолюдинам во влиянии на ход событий. Пушкин же, напротив, указывал на причастность народа к историческому процессу. Говорит он об этом устами Пимена: Прогневали мы Бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. Это “мы” возлагает вину на весь народ, на каждого человека, стоявшего зимой 1598 года на Девичьем поле, когда Бориса Годунова избрали на царство. Виновны те, кто равнодушно и бездумно кричал “Да здравствует Борис!”, не разбираясь, праведного ли человека называют они царем. В начале драмы народ не заботится о судьбе царского трона: . ...то ведают бояре, Не нам чета. Еще раз народ выступает на сцену в самом конце драмы, когда Самозванец входит в Москву и убивает семью Годунова. Сначала люди тоже ведут себя равнодушно, повторяя “Да здравствует Димитрий!” и “Да гибнет род Бориса Годунова!” вслед за боярами. Но в тот момент, когда новый государь обагрил свои руки кровью, народ уже не кричит бездумно “Да здравствует!”. Он безмолвствует, потому что уже произнесен Пименом его приговор: “...Мы... согрешили, потому что юродивый уже сказал Борису: “Нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит”. Безмолвие народа означает пробудившееся в нем чувство ответственности за судьбу своего государства, чувство причастности к ходу истории. Пушкин доказывает нам, что человек - это важнейшее действующее лицо истории. Вспомним стихотворение 1836 года: Вращается весь мир вкруг человека... Для поэта очень важно личное участие в истории. Недаром в число действующих лиц “Бориса Годунова” он включил боярина Пушкина, видимо, своего предка. Автор чувствует связь с прошлым. Эта связь с историей осуществляется через предков, через родовую память. Пушкин очень внимательно и бережно относится к истории своего рода, гордясь и шестисотлетним дворянством, и тем, что по материнской линии происходил от Ибрагима Ганнибала, вывезенного Петром I из Африки. В творчестве Пушкина есть произведения, посвященные истории его предков. Это, конечно, и “Арап Петра Великого”, и стихотворение “Моя родословная”, в котором поэт обозревает весь род Пушкиных: Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служил; Его потомство гнев венчанный, Иван IV, пощадил. Пушкин гордится независимостью своих предков: Не торговал мой дед блинами. Не ваксил царских сапогов... В родню свою неукротим. С Петром мой пращур не поладил И был за то повешен им. Отдавая дань уважения своим пращурам, поэт не пытается придать величия своей персоне за счет деяний предков. Он также горд и независим. Я грамотей и стихотворец, - Я Пушкин просто, не Мусин. Я не богач, не царедворец, Я сам большой: я мещанин. Мы видим, что в истории для А. С. Пушкина важна прежде всего человеческая личность, взаимовлияние человеческой жизни и истории. Поэтому в своем творчестве он уделяет большое внимание судьбе человека на фоне истории. Тему человека и истории Пушкин продолжил, написав “Капитанскую дочку”. В этом романе история показана через события частной жизни героев. Такое понимание исторической темы характерно для русской литературы. Традицию Пушкина продолжили и Лев Толстой, и писатели XX века, показавшие, как сопрягается судьба конкретного человека с судьбой народа, страны, государства.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (II вариант). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (II вариант)
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (II вариант), Другие сочинения по современной литературе