А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА - сочинение



Ни в одной литературе мира картины природы не занимают такого значительного места, как в русской. В нашей литературе есть произведения, где природа является главным действующим лицом, определяет философское содержание произведения, вспомним “Грозу” и “Лес” Островского, “Вишневый сад” Чехова, “Тихий Дон” Шолохова, “Вешние воды”, “Бежин луг”, “Лес и степь” Тургенева. Сами названия говорят о роли пейзажа в этихпроизведениях.

Тема природы входит в нашу литературу с романтическим пейзажем Жуковского. Поэт наделяет природу душой подобно человеку, одушевляет ее; как всякий романтик, он любит мечтать на лоне природы, видит в ней отпечаток Божества.

Умер вечер... облаков померкнули края, 
Последний луч зари на башнях умирает; 
Последняя в реке блестящая струя 
С потухшим небом угасает. 
Все тихо: рощи спят, в окрестности покой. 
Простершись на траве под ивой наклоненной, 
Внимаю, как журчит, сливался с рекой, 
Поток, кустами осененный.

Пушкин в своем творчестве прошел длинный путь от романтизма к реалистическому мировосприятию. Это можно проследить и по характеру пейзажных зарисовок. Для творчества Пушкина южной ссылки, к примеру, характерно романтическое восприятие природы. Природа ассоциируется с понятием свободы, красоты, величия. Романтика Пушкина вдохновляет небо, океан, море, горы - величественная, грандиозная и в то же время экзотическая красота природы. 

Погасло дневное светило.
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило.
Волнуйся надо мной, угрюмый океан,
По контрасту вспоминаются стихи: 
Смотри, какой здесь вид: 
Избушек ряд убогий.
За ними чернозем, равнины скат отлогий.
Над ними серых туч густая полоса...

Перед нами чисто реалистический, даже социальный, пейзаж, характерный для русского искусства середины XIX века.

Природа у Лермонтова тоже источник вдохновения, это та красота, что примиряет с жизнью, ее несовершенством, изменчивостью, непостоянством. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива” читаем, как природа умиротворяет поэта, успокаивает раздраженное мелочной суетной жизнью сердце. Тогда, когда поэт один с природой, тогда он чувствует, что жизнь прекрасна:


 
Тогда смиряется души моей тревога. Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, - И в небесах я вижу Бога. У Лермонтова есть много стихотворений, представляющих символические картины пейзажных зарисовок, на самом деле являющихся интимной исповедью души. Это “Три пальмы”, “Листок”, “Утес”, “Сосна”, “Парус” и другие. Но остался влажный след в морщине Старого Утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко. И тихонько плачет он в пустыне. А у Тютчева человек - сын природы, природа имеет душу, а душа ее космична. Природа и человек едины. И у природы, и у человека есть два начала: стихийное и разумное - ночь и день, свет и тьма, гроза и затишье, благодарность и ропот и так далее. Человек чувствует и свое величие, и свою призрачность, бренность перед природой: Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы. И перед ней мы смутно сознаем, Самих себя лишь грезою природы. О значении и осознании темы природы у Тютчева можно говорить много и сказанное - только одна грань этой темы. Подробнее же хочется остановиться на значении и воплощении этой темы в творчестве И. С. Тургенева. Тургенев - писатель, воспевающий все прекрасное в человеке и природе. Умеренность, гармония, изящество, грация не только восхищают его, но и являются источником сил для жизни и смыслом жизни. “Простота, спокойствие, ясность линий” - эти слова, принадлежащие Тургеневу, во многом определяют и взгляды на природу. В “Записках охотника” много оптимизма, идущего от восторга перед красотой природы. И человек в рассказах Тургенева прекрасен как часть природы. В романе “Отцы и дети” все сцены любви происходят на фоне цветущего сада. Любящий человек прекрасен, и всегда его дополняет цветущая, благоухающая природа. Вспомним открывшееся окно в комнате Одинцовой и любовный порыв Базарова, вспомним признание в любви Кати и Аркадия, Фенечку с букетом утренних роз в беседке сада, саму похожую на розу. Красота женщины сродни красоте природы, неотделима от нее, и именно в силу этого она имеет право на жизнь, уважение и восторг. У Тургенева характер мужчины определяется через отношение к женщине, через умение ее любить, чувствовать. Это умение как бы камертон талантливости и порядочности натуры, ее достоинств. То же можно сказать и о природе. Природа - это философская категория. Чувство природы определяет характер. Человек, не чувствующий ее красоты, значимости, своего единства с ней, - ущербный, одинокий, ограниченный, нежизнестойкий. Вот еще почему умирает Базаров. Для понимания философской концепции романа очень важен эпилог, описание могилы Базарова, образ цветов на могиле. Тургенев полемизирует с пушкинским понятием о равнодушной природе. Нет, природа не равнодушна к жизни, но она так величественна, что все конфликты и претензии человека, все драмы его кажутся временными, ничтожными, преходящими. Она успокаивает, примиряет и приобщает к вечности. Она всех и каждого поглощает, прощает и берет в лоно свое. Она мудрая и всепрощающая и для бунтующих, и для кротких сердец. Как мать... “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни Скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...”





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА, Другие сочинения по современной литературе