А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Как я понимаю образ белого коня Шептала - сочинение





Когда-то русский писатель М. Горький писал: «Человек - это звучит гордо». Так, если человек - принципиальный, имеет свои ценности, понимает в добродетелях, избранной тропой по безграничным пространствам земли. Вот потому земля и расчерчена тропами человеческих судеб, которые тянутся к горизонту и сливаются с небом. Вспомним народную мудрость: Человек - кузнец своего счастья. Отсюда - содержание жизни и избранные пути - это результат выбора?! Волевая, целенаправленная фигура уверенной походкой идет к определенной цели, достигает успех в жизни, приобретает признание - и в этом ее счастье.
Каждый ли из нас способен так строить жизнь, чтобы оставить определенный след на земле? Всегда ли личность, индивидуальность действует так, как подсказывает ей душа, сердце? Чем объяснить тот феномен, когда казалось бы сильная натура, но уклоняется, предает своим идеалам, теряет свое личное «я»?
Эти и другие вопросы бунтовали мою детскую головку после прочтения рассказа В. Дрозда «Белый конь Шептало».

Главные герои рассказа - белый конь (аллегорический образ), Степан, «маленький человечек, даже не белый, а какой-либо «землисто-серый», с мелкими корявыми ручками. С целью более осмысленного проникновения в образ выясняю сущность понятия «аллегория». Аллегория - воспроизведение человеческих характеров и взаимоотношений в образах животных, предметов и явлений природы. Оценка изображаемого в аллегории выступает значительно выразительнее, чем при использовании, например, эпитетов или метафор. Итак образ белого коня олицетворяет в себе личность достойную уважения. На него можно положиться, он молодой, красивый, гордый. Не раз на это обращал внимание и Степан: конь имел густую гриву, стройные ноги, которые всегда ступали уверенной походкой; особенно поражала шея - в ее крутом изгибе виднелась независимость. Степан радовался тем, что белый конь горделиво мог гнать к водопою серых, вороных и гнедых. Когда же произошел излом?

 
Есть в рассказе впечатляющие эпизоды. Вот один из них. Босоногий мальчишка своими цепкими руками пригнул голову белого коня и властно потянул на себя. Шептало сперва шагнул несколько шагов и вдруг болезненно ощутил неволю. Мальчиковое «но-но», снисходительное пренебрежительное прикосновенье раздражали Шептала - его передернуло, с неслыханной силой «он дернулся, вырвал конец повода, чудом свелся на задние ноги», его глаза стреляли в этот миг страшными кровавыми искрами. Конь - олицетворение отважного, бесшабашного человека, который не хочет мириться с унижением человеческого достоинства, его душа протестует, он требует уважения к себе. «Шептало легко опустился и помчал через гусиную околицу в луговую синь». На мой взгляд, «луговая синь» - это символ пространства, беспредельности... и воли. В. Дрозд предоставляет образу еще и символического звучания. Вот он (конь) на лугу, вокруг него - сочная трава как символ воли. Та воля пахла «живой вольностью», «крепким настоем луговых трав и молодого сена». Не было насилия. Конь отбивал четкий ритм, он бежал так, будто настигал самого себя, «рассыпая по крутой шее густую белую гриву». Некошеная трава стлалась под его ногами, мокрые полевицы щекотали грудь, а темно-зеленым волнам, кажется, не было конца. Радость пьянила: он был один одинешенек, а вокруг - молчаливая трава. Вот конь заржал, так как не имел сил сдержать свои буйные эмоции. В этих волнах Шептало «ощущал себя так близко и вместе со стихией, течением». Значительную роль в рассказе сыграют пейзажи. Описания имеют разные функции, однако большинство из них отвечает расположениям духа героев. Выкупавшись в заливе, Шептало ощутил себя таким сильным, как никогда. Он снова заржал, но теперь уже грозно, и пошел напиться... А в душе читателя зрело какое-то предчувствие: начинал понимать, что должно что-то случиться. Описания природы усиливают эмоциональность и динамику действия: небо напялилось, треснуло пополам. Шептало увидел себя в водном зеркале Он был такой белый, что аж глаза щемило от той белизны... Пошел дождь. Конь от бремени воспоминаний уже не шел, он плелся. Что-то камнем ложилось на грудь. Да, он белый конь, потомок цирковых арен... Но же Степан хлыщет его кнутом, так как он уже давно не белый. И снова пейзаж, усиленный глагольными формами: белый конь устал, в зарослях стало темно, мокро и сиротливо... Ему захотело услышать голос Степана... Он упрекал себя за то, что потерял гордость, но его влекло село и... властная Степанова рука. А еще он не хотел белым появляться перед другими конями... Это только хуже сделаешь себе. Шептало доходит до вывода, что в этой жизни, в среде, к которой он уже привык, лучше оставаться «сереньким и покорным». Конь знал своего белизну, «а в чужом глазу лучше остаться бывшим», он хлюпнувся в лужу и покатил по дорожке». Вот теперь стал таким, как все! Рассказ «Белый конь Шептало» имеет глубокий философский подтекст: даже сильная личность под влиянием окружающих обстоятельств часто теряет свою индивидуальность, обезличивается и начинает действовать, как все. Сегодня, когда на полках книжный магазинов лежат книги с нескрываемым осуждением системы рассказа В. Дрозда приобретает актуальность. Сильный человек настоящего имеем на внимании украинскую интеллигенцию, которая бунтует против современного хаоса, ей видится вкус воли (например, свобода слова!), но она и страшится ее, так как не знает, как действовать. Символически звучат последние строки произведения; «Под утро конь возвращается к загону для скота, продвигает главу между жердей ограды и дремлет, утомленный неразумной болтовней».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Как я понимаю образ белого коня Шептала. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Как я понимаю образ белого коня Шептала
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Как я понимаю образ белого коня Шептала, Другие сочинения по современной литературе