А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Концептуализм в российском искусстве - сочинение

В 1970-е годы в российском искусстве - как реакция на тоталитарную действительность и эстетику и как проявление общеевропейской тенденции - возник концептуализм. Предшественниками его в некоторой степени могут считаться обэриуты, предвестниками в 1960-е годы были "лианозовцы" и Вс. Некрасов, мэтрами в 1970-1980-е стали московские поэты Д.А. Пригов и Л.Рубинштейн, а закат знаменуют "преодолевшие" в 1990-е годы эту поэтику Т. Кибиров и С. Гандлевский.

"Поэтика идейных схем и стереотипов", "искусство как идея" - вот ставшие общепринятыми определения концептуализма.

Концепт - это мертвая или отмирающая (в представлении поэта) идея (лозунг), навязший в зубах штамп, клише. Но подается концепт по видимости "серьезно" и словно бы "изнутри" этого заидеологизированного мира. В результате не просто возникает иронический эффект - схема "кончает жизнь самоубийством".

Вот как это происходит в одном из стихотворений Дмитрия Александровича Пригова:

Течет красавица Ока
Среди красавицы Калуги
Народ-красавец ноги-руки
Под солнцем греет здесь с утра

Днем на работу он уходит
К красавцу черному станку
А к вечеру опять приходит
Жить на красавицу Оку

И это есть, быть может, кстати
Та красота, что через год
Иль через два, но в результате
Всю землю красотой спасет

Заболтанная, опошленная в советское время формула Достоевского стала обозначать нечто противоположное своему изначальному смыслу. И именно "эстетика ничтожного и пошлого" (А. Хансен-Лёве) в такой концентрации, "идейностью идейность поправ", очищает культуру от сора стереотипов.

Часто Пригов использует не отдельные формулы, а целые тексты, в той или иной степени "узаконенные" советской культурой. Вот, например, трансформация светловской "Гренады":

Вашингтон он покинул
Ушел воевать
Чтоб землю в Гренаде
Американцам отдать

И видел: над Кубой
Всходила лунаИ бородатые губы
Шептали: Хрена
Вам

В поисках литературных аналогий с приговским героем критики называют и Козьму Пруткова, и капитана Лебядкина из "Бесов" Достоевского. Понятие "эстетика ничтожного и пошлого" отчасти подтверждает справедливость таких аналогий. Так, приговские стихи о Милицанере чем-то напоминают "Военные афоризмы" Пруткова: глубокомысленно-пустые размышления прутковского полковника, комментатора афоризмов, и его образ в целом ассоциируются с приговским Милицанером, "величественно" пьющим пиво "в буфете Дома литераторов":




 
Он представляет собой Жизнь Явившуюся в форме Долга Жизнь - кратка, а Искусство - долго И в схватке побеждает Жизнь Более утонченный, "интеллигентский" вариант концептуализма представляют собой "стихи на библиотечных карточках" Л. Рубинштейна (библиотечные карточки - не причуда, это наследство прежней профессии автора; перекладывание карточек и монотонное воспроизведение их содержимого - наиболее естественная форма существования текстов Рубинштейна). Важное их отличие от приговских состоит еще и в том, что "каталожная" поэзия по определению является дробной и до известной степени полифоничной. Полифонизм этот, правда, доведен до своего предела, и строчка-реплика никак не может претендовать на отражение чьего-то целостного мира. Показателен в этом отношении текст, который называется "Появление героя". Начинается он "броуновским движением" реплик: - Ну что я вам могу сказать? - Он что-то знает, но молчит. - Не знаю, может ты и прав. - Он и полезней, и вкусней. - У первого вагона в семь. - Там дальше про ученика. - Пойдемте. Я как раз туда. - Ну что, решили что-нибудь? - Сел - и до самого конца. - Послушай, что я написал. - А можно прямо через двор. - Он вам не очень надоел? - А можно завтра - не горит. - Давай попробуем еще. - Благодарю вас, я сама. - Да как-то я уже привык. - Мне это нужно или вам? - Ты тоже в общем-то не прав. - А что там про ученика? - Я ж говорил тебе: не лезь! - Оставь меня - мне тяжело. - Ну, ты бы позвонил, узнал... - Какой-то вечно мрачный, злой... - Ты хоть бы форточку открыл. - Еще разок - и по домам. - Жратва там, правда, будь здоров. - Примерила, смотрю - как раз. - А может быть, еще разок? Такой текст, а вернее, такая сумма микротекстов напоминает визуально-вербальные работы 1970-х годов лидера концептуализма в изобразительном искусстве И. Кабакова. Строгое совпадение внешних структурных характеристик подобных микротекстов лишний раз дает понять, что значение их постигается только в сумме. Кстати, Пригов тоже не раз заявлял о том, что единица его поэзии - не отдельное стихотворение, а книга в целом. Такая сознательная ориентация на множественность, на количество - еще одно подтверждение мысли об "исчезновении" лирического героя (целостного, нераздробленного) в поэтике концептуализма. Концептуализм - явление конкретно-историческое: он был взыскан культурой на определенном этапе, выполнил свою миссию "могильщика" отживших смыслов и утратил былую актуальность. Обращает на себя внимание, например, как далеко ушли от концептуализма начинавшие в русле этого течения С. Гандлевский и Т. Кибиров. В начале 1990-х Гандлевский определил свой метод как "критический сентиментализм" - поэзия между высоким и ироническим стилями, находящаяся в поисках гармонии.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Концептуализм в российском искусстве. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Концептуализм в российском искусстве
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Концептуализм в российском искусстве, Другие сочинения по современной литературе