А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Литература полемистов - сочинение

Борьба за сохранение культурной самобытности давно стала одной из ведущих тем в истории Украины. Постоянно находясь под властью чужеземных государств, они неоднократно испытывали попыток ассимиляции господствующей культурой
В XVI столетии поляки, поддерживаемые большинством украинцев, в союзе с венграми бились с литовцами за Галицию и Волынь. В отличие от княжеских распрей, которые для населения Древней Руси были уже чем-то обычным, эта борьба приобрела новое тревожное измерение. Провозгласив себя «щитом христианства», поляки, частично из убеждения, а частично с целью заручиться поддержкой Папы Римского, изображали свое продвижение восточнее как крестовый поход против бузульников-литовцев и схизматиков - православных украинцев. Отношение к некатоликам, на их взгляд - людей морально и культурно неполноценных, характеризовало будущие польско-украинские отношения как напряженные.
Подчинение полякам земель и населения Украины было более чем просто заменой своих правителей чужими: оно означало подчинение чужой нации с другой религией и культурой.

Но несмотря на свою ослабленность православия смогло принять вызов польского католицизма. Борясь с врагом его же методами, небольшая кучка украинских магнатов, что остались отданными старой вере, основали в своих владениях православные школы и типографии. Известнейшим, общепризнанным покровителем православной церкви был Константин Острожский. Он основал в своем имении типографию, которой руководил Иван Федоров. 1581 года появляется первая ее публикация тщательно отредактированная Острожская Библия, печатная славянским языком. Князь Острожский также основал школы в Туре и Владимире, а позднее так называемую Острожскую академию, где излагали просвещенные греки, а потом - их украинские ученики.

Распространение школ и печати помогло возбудиться когда-то пассивным и консервативным украинцам. Сотни воспитанников школ, пронизанных духом национальных традиций, становились странствующими учителями, несли чувство собственного достоинства и непримиримости. Вместо того, чтобы переходить в католицизм, они решительно обороняли религиозные традиции, которые отличали их от поляков.

Относительно объединения церквей, то эта идея рассматривалась как католиками, так и православными с самого момента раздела Руси Ярославом 1054 года. Тем не менее, на пути христианского единства были столетие взаимной недоброжелательности. Опасение православных, что католическая церковь будет стараться прибрать их себе, были небезосновательными, так как на протяжении XVI столетия поляки добивались унии, надеясь, что она будет оказывать содействие дальнейшему распространению католицизма.

Однако, непосредственный призыв к заключению унии поступал именно с православной стороны. Несколько православных епископов на тайной встрече в Белзи нарушили вопрос об унии с Римом. Историки называют этих епископов заговорщиками. Главой заговоров стал Ипатий Потей из Владимира. При условии гарантии сохранения православной литургии, языка, обрядов, а также таких обычаев, как право священников брать брак, они принимали верховный авторитет Рима во всех делах веры и догмы.

Чтобы решить конфликт, 1596 года в Бресте был созван церковный собор. Несмотря на протесты и угрозы, православной стороне не удалось отменить унии. Так украинское общество раскололось пополам: с одной стороны - православные магнаты, большинство духовенства и народные массы, а со второго - бывшие иерархи, поддерживаемые королем и кучкой сторонников. Вследствие этого возникшая ситуация, когда существовала иерархия без верующих и верующие без иерархов. То, что началось, как попытка объединить христианские церкви, закончилось их дальнейшим дроблением: вместо двух теперь существовали три церкви: католическая, православная и униатская, или греко-католическая.

Спора вокруг Берестейськой унии породили невиданный ливень полемических писаний. К интересным и ценнейшим полемическим писаниям, которые вышли перед Берестейською унией, принадлежит произведение Василия Суразького «Об единой истинной православной вере» и произведение Герасима Смотрицького «Ключ царства небесного». Направленная эта литература была, в первую очередь, против внедрения нового календаря.

После Берестейськой унии литературная полемика оживилась, приобретая немного друго характер. Каждый из противоположных лагерей отстаивал свою правоту. Вышло произведение Петра Жалобы «Берестейський собор и его оборона». В ответ Жалобе выходит «Апокризис» Христофора Филалета - произведение, которое имело большую огласку среди протестантов и православных. К борьбе с ними присоединился сам творец Берестейськой унии Ипатий Потей со своими произведениями «Антирезис» и «Гармония».



 
Из писателей, которые принимали участие в религиозной полемике, выбился силой таланта, выражением пылкого, горячего ощущения на одно из первых мест Мелетий Смотрицький. 1610 года он выступил под псевдонимом Теофила Ортолога с произведением под названием «Тренос» («Плач»). Сильными поэтическими словами Смотрицький подал в «Треносе» образ упадка православной церкви, плач которой поразил до глубины сердца православных, взволновал их мысли и чувства. По поводу перехода православных в католический лагерь православная церковь голосит похоронные песни. Православные считали «Тренос» своей любимой книжкой благодаря сильным словам и образам, оставляли детям, как дорогое наследство, или велели класть с собой в могилу. Взволновал «Тренос» и католический лагерь. С ответом выступил Петр Жалоба. После издания «Треноса» Смотрицький постригся в монахи, а со временем стал епископом в Полоцке. В религиозной полемике принимал участие и Иван Вишенський – самая оригинальная фигура средневековых времен в украинской литературе. С молодых лет он проживал в Остроге, странствовал на Афонькую гору, в православные монастыри. 1605 года посетил Вишенський Украину, потом снова возвратился в Афон, откуда направлял в Украину свои сильные, звонкие послания с горячими, страстными призывами не бросать родительской веры. Острыми, донимающими словами ставил в укор он вельможам, которые своей жизнью ославили православную церковь, безоглядным тоном казнил епископов и господ за издевательство над простым народом. Послание Ивана Вишенського оказало на его современников большое впечатление. Большой моралист сумел заставить земляков задуматься над недостатками церковной и общественной жизни, возбуждая в них голос совести. Об Иване Вишенськом и его произведениях оставил научную работу Иван Франко; он воссоздал фигуру яркого художника в поэме «Иван Вишенський». Думы Ивана Вишенського об обороне православия поддержали Юрий Рогатинець («Предостережение»), Захарий Копистенський («Палинодия») и много других украинских литераторов. Писали они древне славянским языком, химерическим барокковым стилем в отличие от своих оппонентов, произведения которых писались латынью. Религиозная полемика осветила самые наболевшие проблемы украинского общества. Она подняла все более возрастающую напряженность между Польшей и Украиной на высоко эмоциональный идеологический уровень. И украинцам дорого стоила культурная конфронтация с поляками: она заставила украинскую верхушку избирать между собственным застывшим и обнищавшим наследством и привлекательной польско-католической культурой. И, как мы знаем из истории, выбор этот не всегда был в пользу украинской культуры. Литературная продукция полемистов была небольшой по объему. На протяжении нескольких десятилетий дискуссий представители обеих враждующих лагерей вместе написали всего 20-30 произведений. Но то были первые произведения еще молодой национальной литературы. Они тщательно читались и пылко обсуждались культурной элитой Украины того времени, которая оставалась сторонницей православной веры, в тесных помещениях братств по всей Украине. Втянув общество в эту первую для него настоящую идеологическую полемику, полемисты оказывали содействие подъему, уровня самосознания, и осознание места украинского общества в окружающем мире.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Литература полемистов. Поищите еще с сайта похожие.

Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Литература полемистов, Другие сочинения по современной литературе