А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Нравственные проблемы в произведениях современных писателей - сочинение

Известный писатель Федор Абрамбв высказал как-то очень интересную мысль: с недавних пор существуют два способа обновления и изменения жизни. Один — реформы и революции, второй — путь нравственного усовершенствования, самовоспитания личности каждого человека.

Кто же может достучаться и докричаться до души каждого? Ответ очевиден: литература. Многие критики утверждают, что в произведениях ряда писателей уже давно появился новый герой, который задумывается о смысле жизни, о нравственности, который ищет этот смысл и понимает свою ответственность перед жизнью. Задумываясь о проблемах и пороках общества, думая, как их исправить, такой герой начинает с себя. В. Астафьев писал: «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем». В современном обществе, как мне кажется, проблема нравственности стала ведущей. Ведь даже если наше общество сможет стать развитым в экономическом плане и богатым, то никакое богатство не сможет заменить доброту, честность и порядочность. В числе писателей, которые во главе своего творчества поставили нравственные проблемы, можно назвать Ч. Айтматова, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и многих других.

Многие произведения В. Распутина я читала и раньше. Они нравились мне вдумчивым и строгим отношением к жизни. Один из главных его приемов, как мне кажется, умение показать судьбу людей на крутом переломе, представить своих героев в трагическое для них время. В «Живи и помни» это ситуация, когда солдат-дезертир скрывается в своем родном селе (в заброшенной бане), в «Прощании с Матерой» описывается период, когда жители готовятся переселиться из родной деревни, которую решено затопить.

В небольшой повести «Пожар» мы вновь встречаемся с особой ситуацией. В. Распутин развивает здесь одну из своих излюбленных тем: о корнях человека, о его связи с тем местом, где он родился и вырос, о том, что отсутствие нравственных корней ведет к моральному вырождению. Окрестные деревни затопили, и жителей шести деревушек свели в поселок Сосновка. Исконные жители этого края называли себя старожилами. А позже понаехали сюда по набору за большими деньгами пришлые, как правило, мало связанные нравственными нормами. Старожилы называют их «архаровцами». Приезжих писатель насмешливо называет «легкими» людьми, не отягощенными хозяйством, постепенно они и составили силу, ничего не боящуюся и не стыдящуюся.

Прежде, когда люди подолгу жили на одном месте, их связывали личные и родственные узы. Поэтому и стыд перед сельчанами был велик, и традиции уважения к старшим, труду, порядку были крепче. Люди почитали совесть, стыд, честь и честность. Потеря внутренней связи между людьми, отсутствие стыда перед односельчанами, пренебрежение вечными традициями уважения к старшим, скромности, трудолюбия — все это приводит к тому, что люди превращаются либо в хищников, либо в бездушных эгоистов.



 
Пожар в повести как бы разделил людей на две группы. Первые — те, кто, забыв об опасности, кидается спасти гибнущее добро. Но другие мародерствуют, пытаются нагреть руки, и жадность переходит в жестокость и преступление: «архаровцы» убивают сторожа дядю Мишу Хампо, который не давал им воровать. Одна трагедия влечет и другую: в схватке погибает и воришка по прозвищу Соня. Хочется сказать, что мысли о корнях человека и его морали в том или ином виде присутствуют в произведениях у многих писателей. В романе В. Астафьева «Печальный детектив» есть эпизод, вызывающий негодование в каждом нормальном человеке. Следователь получает известие о том, что его мать умерла. Он был любимым сыном. Все, даже некровные родственники, съехались. Но он только что вернулся из отпуска, где «укреплял здоровье», и, боясь испортить эффект ванн, того, как бы «не подшалили нервы», не желая знаться с «темной родней», он не едет на похороны, а лишь посылает деньги. Я искренне радовалась, когда прочитала, что родственники вернули деньги и приписали: «Подавися, паскуда и срамец, своими деньгами». Так же, как герой В. Распутина Иван Петрович, размышляет о причинах жестокости, безнравственности, эгоизма и неприятия хорошего, доброго Леонид Сошкин из романа Астафьева «Печальный детектив». Он всю жизнь борется со злом, которое воплощается в конкретных героях (герой работает оперуполномоченным уголовного розыска). Конфетных людей можно поймать и обезвредить. Но, кажется, Сошкин чувствует себя как Геракл, сражавшийся с Гидрой: на месте каждой отрубленной головы у нее вырастали две новые. Перед мысленным взором Сошкина проходят те страшные случаи, которым он был свидетелем по долгу службы. Вот «интеллигентные родители заперли малыша в квартире». Когда соседка заглянула в комнату, ребенка доедали черви. А то вспомнится ему убийца, который «заколол мимоходом трех человек» и спокойно ел мороженое у кинотеатра. А народ еще жалел его и милицию ругаЛ, когда его схватили. Может быть, писатель сгустил краски, втиснув в память милиционера слишком много таких случаев. Но он хотел, чтобы и читатель вместе с его героем стремился понять «правду о природе человеческого зла». В самом деле, мы вместе с Сошниковым ломаем голову над болезненными вывертами психологии определенной категории лкщей, готовых пожалеть убийцу, насильника, отдать ему последний кусок и совершенно равнодушных к инвалиду-соседу, хорошим людям. Такое всепрощение и долготерпение «охраняют» убийц, дают волю хулиганам. Для Сошникова это нестерпимо тягостно. В борьбе с преступностью герой романа становится инвалидом. Лишенный возможности бороться со злом как страж порядка, он продолжает размышлять над природой зла и причинами, порождающими преступность. За ответом обращается даже к Ф. М. Достоевскому, наконец, сам становится писателем. Ему трудно: ведь даже жена не понимает его поиска. Но нам ясно, что в самоотверженной преданности долгу таких людей, как Леонид Сошников, — залог победы добра над злом. Писатели очень хотят найти ответы на самые животрепещущие вопросы: что есть добро и правда? Почему так много зла и жестокости? В чем высший долг человека? Читая их произведения и путешествуя по дорогам нравственных исканий их героев, я думаю, мы становимся морально чище и мудрее.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Нравственные проблемы в произведениях современных писателей. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Нравственные проблемы в произведениях современных писателей
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Нравственные проблемы в произведениях современных писателей, Другие сочинения по современной литературе