Нравственная проблематика пьесы В Розова "В добрый час" - сочинение
В. Розов — крупнейший драматург современности. Его пьесы имеют огромную популярность у зрителя и не сходят со сцен театров. Писатель делает своими героями молодежь, но его произведения нашли поклонников в среде людей самых разных возрастов. Произошло это потому, что драматург освещает важнейшие нравственные проблемы, обнажает духовный мир своих героев, демонстрируя их достоинства и пороки.
Одной из лучших пьес В. Розова является пьеса «В добрый час». Ее события разворачиваются в доме Авериных, типичной московской интеллигентной семьи.
Петр Иванович — доктор биологических наук, всеми уважаемый и известный человек. Его жена — Анастасия Ефремовна — домохозяйка. Они имеют двух сыновей, Аркадия, артиста, и Андрея, который стоит на пороге большой жизни и готовится к поступлению в вуз.
Андрей еще не определился с дальнейшей жизнью, не созрел для выбора. Ему совершенно все равно, куда поступать и где учиться, кем быть. Мать заставляет его идти в престижное Бауманское. Андрей не возражает ей, но знает наверняка, что туда не пройдет. Это его нисколько не огорчает. «В какой-нибудь другой пристроюсь»,— заявляет он, потому что своего «я» еще не нашел и не знает, кем же он в действительности хотел бы быть.
Андрей честен. Он не произносит высоких лозунгов, как его одноклассник Володька Цепочкин, «подлец первой марки, подлипало и прихлебало», который на вопрос учителя о том, какая профессия ему по душе, ответил: «Кем бы ни быть, лишь бы приносить пользу Родине». Неприятие вызывает у Андрея и позиция другого одноклассника, Федьки Кускова, который для бахвальства придумывает мечту о карьере летчика, а сам намеревается «приткнуться туда, куда легче попасть».
Между тем Андрея не устраивает участь быть простым смертным, он непременно хочет стать великим и известным.
Последствия таких устремлений драматург наглядно показал, нарисовав образ Аркадия.
Аркадий Аверин — неудачливый артист. Ему не дают хороших ролей, и он необыкновенно страдает от этого. Его подруга Маша, некогда мечтавшая стать знаменитой пианисткой, а ставшая только фотографом, верит в его силы, старается поддержать, убеждает, что «загубленных талантов не бывает», что «одни движутся вперед легко, а другие — трудно, медленно». Маша пытается убедить Аркадия, что можно быть довольным и маленькими ролями, но тот зло отвечает ей, что не для этого оканчивал театральную школу. Петр Иванович тоже видит, что у сына не клеится в театре и заводит с ним разговор о том, что, возможно, он просто допустил ошибку, пошел не по той дороге.
Анастасия Ефремовна весьма скептически относится к Маше, упрекая ее в том, что она сама пришла искать примирения с Аркадием. «Очень по-современному»,— саркастично заявляет она. Но Петр Иванович напоминает ей о том, что некогда она сама так же искала встречи с ним. Анастасия Ефремовна не хочет помнить своего прошлого. Она стала практична и расчетлива. Двадцативосьмилетнего Аркадия она отговаривает от женитьбы, потому что у него зарплата невелика. Она взывает к его «здравому смыслу».
Именно Анастасия Ефремовна становится ярой противницей приезда Алексея, племянника Петра Ивановича, который намерен поступать в московский пун. «lice, веч' в Москву едут, как будто Москва резиновая!» недовольно заявляет она. Анастасия Ефремовна сноб, она не видит в своей огромной, хорошо обставленной квартире места Алексею, хотя сама во время войны с детьми около двух лет жила у его матери. Она боится «дурного влияния» на Андрея, не желает брать на себя лишние заботы. Сытая, устроенная жизнь испортила Анастасию Ефремовну. «Когда мы жили в одной комнате, ты как-то добрее была», справедливо упрекает ее муж. Тем не менее Анастасия Ефремовна решается писать матери Алексея письмо или телеграмму, отказав ей в ее просьбе приютить сына. Ее не мучают укоры совести.
Совсем по-иному реагирует на появление брата сам Андрей. Он сразу предлагает ему поселиться в своей комнате и стыдит мать за телеграмму.
Алексей на себе испытал уже многие жизненные трудности. Его мать одна воспитывает четверых детей. Алексей не гнушался никакой работой, чтобы помочь матери: тротуары чистил, дрова колоть нанимался, работал на лесопилке, в мастерских. Ему некогда было учиться, а потому в аттестате он имеет тройку. Тем не менее у Алексея самые серьезные намерения. «Жилы из себя вытяну, а сдам»,— говорит он об экзаменах.
С интересом смотрит на брата Андрей. Он честен и открыт в разговорах с ним, понимает, что во многом уступает брату. Справедливую оценку дает себе Андрей и сам находит ей объяснение: «Я наверное оттого такой пустой, что все мне на блюдечке подавалось — дома благополучие., сыт, одет...». Однако Андрей советует ему искать причины не извне, а в самом себе.
Анастасия Ефремовна ищет знакомства, которые помогли бы ей получше пристроить Андрея. Она руководствуется тем, что все так делают, что это дань времени. Муж не разделяет ее воззрений и полагает, что Андрею нужно лучше готовиться, чтобы поступить. Тактика Анастасии Ефремовны ему нисколько не нравится. Но это не мешает ей осуществлять задуманное. Корыстными интересами продиктовано ее теплое отношение к Вадиму, с чьим отцом она намерена свести короткое знакомство.
Анастасия Ефремовна пугает сына работой на заводе у станка. Это, видимо, для нее самое тяжелое жизненное наказание. Главнейшие жизненные ценности для Авериной — квартира и большая зарплата. Не думая о чести, она падает в ноги Николаю Афанасьевичу, умоляя его посодействовать устройству Андрея в институт. Когда Андрей проваливает экзамены, она приходит в ужас при мысли о том, что ему, возможно, придется идти работать на завод.
Самого Андрея это уже не пугает. «Мама, ну разве это самое важное, кем я буду? Каким буду — вот главное!» — восклицает он, намереваясь уехать вместе с Алексеем в Сибирь.
Не таков друг Андрея Вадим, сын известного академика. Он прочит себе карьеру дипломата и с презрением говорит о простых людях. Участь агронома или инженера кажется ему унизительной. Он произносит много высокопарных фраз, расхваливает сам себя, свое воспитание. Вадиму уже практически приготовлено теплое местечко в престижном вузе, у него знаменитый отец, которому вряд ли откажут, да и сам Вадим не гнушается такой возможности, хотя понимает, что займет место одного из тех достойных, кто в то время как он говорит высокие слова, сидит над книжками. «Чести у тебя нет. Совести. Подлец ты!.. Ничтожество! Кривая душа!» — в лицо ему бросает Алексей. Горячую поддержку в этом нравственном поединке Алексею оказывает Аркадий: «И цели он ставит великие!.. Для себя... В начальство хочет вылезти.. А вскарабкается, так любое чистое дело в махинацию превращать начнет. В выгоду... Для себя! Все для себя!..»
Общество таких, как Вадим, заставляет отказаться от собственного «Я» Галю. Девушка выдумывает себе новую автобиографию. Вращаясь среди детей лннмс нитостей, она стесняется сказать, что ее мать обычная швея. Галя выдает себя за дочь певицы Вол много театра и надевает маску пустой, капризной п пиопно ванной девчонки.
«Пусть поищет!» — говорит в финале пьесы Петр Иванович вслед уезжающему в Сибирь сыну. «В добрый час»,— желает своим героям автор. Перед ними большая дорога, на которой они, не поступаясь честью и совестью, должны обрести себя, найти себе достойное место в жизни.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Нравственная проблематика пьесы В Розова "В добрый час". Поищите еще с сайта похожие.