А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ Калмыкова и Зыбина в романе Домбровского - сочинение



Образ Калмыкова, по сути своей эпизодический, тем не менее важен в романе. Рассказывая о хранителе Зыбине, автор затрагивает многие темы, и среди них - место и роль художника в мире. Процесс создания картины Калмыковым говорит, кажется, сам за себя: "Посредине площадки между двумя конями-драконами стоял художник с мольбертом. Вокруг него уже собирались мальчишки, старички, подвыпившие, но он не обращал на них внимания и работал быстро, споро и жадно. Выхватывал из воздуха то одно, то другое и бросал все это на картон. У него было сосредоточенное лицо и строгие брови. Он очень торопился... И хотя в основном все было готово, но все-таки он чувствовал, что чего-то не хватает. Тогда художник повернулся и посмотрел вдоль аллеи.

И увидел Зыбина.

А Зыбин сидел, скорчившись, на лавочке, и руки его висели. Это было как раз то, что надо. Черная согбенная фигура на фоне белейшей сияющей будки, синих сосен и желтого, уже ущербного мерцания песка. Художник ... крикнул, когда Зыбин хотел встать:

"Не двигайтесь, пожалуйста! Посидите пару минут так!" И тот послушно сел.

В это время к нему подошли еще двое. Заговорили и уселись рядом. Художник поморщился, но зарисовал и их".

Для Калмыкова важно показать Истинную Историю Земли - но не в ее обыденной серости, а как яркое чудо. И делает он это не столько для далеких марсиан, которые догадываются, что яркое чудо называется фантазией, сколько для соотечественников, жителей Земли, когда та "на своем планетном пути заходит в черные, затуманенные области Рака или Скорпиона, и жить в туче этих ядовитых радиации становится совсем уже невыносимо".


 
Яркие одежды Калмыкова и яркие краски его картин воспринимаются в романе как символ многоцветья жизни. Способность самого Домбровского и близких ему героев воспринимать мир во всей его красоте и щедрости выливается в дилогии в удивительные картины-зарисовки, полные красок, тепла и поэзии. Таков, например, увиденный Зыбиным Зеленый базар: вот дыня - "нежно-золотистая, такая она светящаяся, изнизанная загаром и золотом, в общем, очень похожая на дорогую майоликовую вазу"; вот лук, горящий "суздальским золотом"; вот помидоры - "огромные, мягкие, до краев наполненные тягучей кровью, туго лоснящиеся тропические плоды. В них все оттенки и красных и желтых тонов от янтарного, кораллово-розового, смутного и прозрачного, как лунный камень, до базарно-красных грубых матрешек". Каждому герою Домбровский предлагает выбор, и каждый выбирает: кто-то - тернистый, но прямой путь, а вместе с ним и яркое солнце переливающегося всеми красками мира, а кто-то - удобную, но извилистую дорогу с мертвящей цепкой повиликой. Использованный в структуре романа принцип антитезы позволяет выявить цветовое противопоставление символов и образов: образу женщины-Жизни (воспоминания Зыбина о любимой) противостоит образ женщины-Смерти (следовательница); миру живой природы - мертвящая тишина канцелярии; солнечным бликам южного моря - мрак тюрьмы; разноцветному гомонящему базару - мертвая роща, задушенная повиликой. У человека, несущего в мир зло, в глазах навечно застывает страх, и он навсегда теряет данную при рождении удивительную способность видеть мир в цвете. У Домбровского в "Факультете ненужных вещей" тонко прочувствована грань между художественной подачей материала и его публицистичностью. Тема деформации общества, попрания социальной справедливости, неуважения к человеку волновала и А. Солженицына в художественно-документальной эпопее "Архипелаг ГУЛАГ". Но при сравнении этих двух уникальных произведений можно отметить соразмерную уравновешенность текста Домбровского и преобладающую публицистичность текста Солженицына. Заключительная фраза романа отличается от основного текста: "А случилась вся эта невеселая история в лето от рождества Вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина в пятьдесят восьмое, а от Рождества Христова в тысяча девятьсот тридцать седьмой недобрый, жаркий и чреватый страшным будущим год". Ниже стоят даты: 10 декабря 1964 - 5 марта 1975 г. и место написания: Москва.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ Калмыкова и Зыбина в романе Домбровского. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Образ Калмыкова и Зыбина в романе Домбровского
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Образ Калмыкова и Зыбина в романе Домбровского, Другие сочинения по современной литературе