А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Осмысление человеком мира природы (на литературном материале) - сочинение


Молчал, задумавшись, и я. Привычным взглядом созерцая Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края.
Н. Рубцов

Природа и человек, их гармоничное существование. Это проблема встала перед человечеством как никогда остро в XX в. Именно это столетие принесло нам открытия в различных областях науки, но многие из них обернулись против человека и против природы. Расщепление атома и создание атомной бомбы, пожалуй, самое страшное открытие и изобретение человечества, которое уже успело нанести вред природе. Но дело не только в этом. Люди вырубают леса, поворачивают реки вспять, браконьерствуют, и все это ради собственной наживы. Человек возомнил себя царем природы, но час расплаты придет. Нам придется ответить за свое безответственное отношение к тому, что нас окружает. .

В литературе XX в. проблема экологии наиболее ярко освещена Чингизом Айтматовым в романе «Плаха», который был опубликован в 1988 г. Это произведение-обращение, произведение-призыв к человеку, что пора прекратить бездумно и безответственно пользоваться благами природы, пора остановиться и осмотреться вокруг.

Особенность романа Айтматова заключается в том, что он рассматривает экологическую проблему в совокупности с человеческой личностью. Разрушая природу, человек разрушает себя.
В начале романа Айтматов дает нам описание жизни волчьего семейства, мирно живущего в гармонии с окружающим миром. В его описании много человеческого, да и своим отношением друг к другу волки чем-то напоминают людей: «...угрюмец Ташчайнар, и тот уловил, что испытывала она, мать- волчица, и каким-то чутьем понял, что происходило в ее утробе, и тоже, должно быть, был тронут этим», «В этой паре лютых Акбара была головой, была умом, ей принадлежало право зачинать охоту, а он был верной силой, надежной, неутомимой, неукоснительно исполняющей ее волю. Эти отношения никогда не нарушались». Но не долго длится спокойная жизнь животных, приходит человек и нарушает их покой. Однако не только на волках отражается губительная деятельность человека, но и на других животных, которых он нещадно истребляет.«Люди, люди — человекобоги! Люди тоже охотились на сайгаков Моюнкумской саванны. Прежде они появлялись на лошадях, одетые в шкуры, вооруженные стрелами, потом появлялись с бабахающими ружьями, гикая, скакали туда-сюда, а сайгаки кидались гурьбой в одну, в другую сторону — поди разыщи их в саксаульных урочищах, но пришло время, и человекобоги стали устраивать облавы на машинах, беря на измор, точь-в-точь как волки, и валили сайгаков, расстреливая их с ходу, а потом человекобоги стали прилетать на вертолетах и, высмотрев вначале с воздуха сайгачьи стада в степи, шли на окружение животных в указанных координатах, а наземные снайперы мчались при этом по равнинам со скоростью до ста и более километров, чтобы сайгаки не успели скрыться, а вертолеты корректировали сверху цель и движение. Машины, вертолеты, скорострельные винтовки — й опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном...»

Это эпизод отстрела сайгаков, когда люди проявили неслыханную жестокость только для того, чтобы выполнить норму по сдаче мяса. Вот как описывает это Айтматов: «...по степени, по белой снежной пороше катилось сплошная черная река дикого ужаса».

Свидетелем этого кошмара стала волчица, это ее глазами мы наблюдаем за происходящим И ужасаемся вместе с ней бесчеловечности «богочеловека». Ей казалось, что весь мир обезумел и погрузился в хаос: «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце... тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобия гигантским безмолвным коршунам...»

Но гибнут не только сайгаки, но и оставшиеся у Акбары маленькие волчата, до этого часть их погибает в пожаре, устроенном людьми, чтобы легче было охотиться за сайгаками.
Айтматов показал, на что способны люди, чтобы извлечь выгоду для себя. Человек готов перевернуть весь мир, выжать из него все соки, лишь бы ему, царю и владыке, было хорошо и удобно. Но человек забывает об одном, что он будет делать, когда истощатся все ресурсы земного шара? Однако вряд ли природа допустит такое, она отомстит раньше, чем человек осознает, что натворил.

И не имеет смысла потом поражаться всевозможным стихийным бедствиям и катаклизмам, в которых будет гибнуть человек. В отличие от него природа мстит без жестокости, просто утверждая свою власть над человеком, ставя его на место. И природа незлопамятна, она обязательно даст нам шанс.

 
Так, в «Плахе» Айтматова Акбара, лишившись своих детенышей, не обозлилась на человека. Как мать, чувства которой еще не растрачены, она пытается заботиться о человеческом детеныше. Но мальчик погиб, и нет в этом вины Акбары. Это все человек, который, испугавшись и даже не пытаясь понять волчицу, хочет застрелить ее. Верно говорят, что человек убивает, то что не понимает. Но все происходит иначе, человек промахивается и попадает в собственного ребенка. Волчица, защищая свою территорию, не пускает человека и вступает с ним в смертельную схватку, в которой гибнет последний, заслуживший свою смерть. И нельзя здесь говорить о жестокости животного, это человек вынудил его к этому. Жестокость животного, вынужденного защищаться, и жестокость человека по отношению к другому живому существу — две разные вещи. Человек позволяет себе жестокое обращение, чтобы удовлетворить свою алчность, животное проявляет жестокость, чтобы выжить и отстоять свою территорию. Алчность губит человека, а человек, охваченный алчностью, губит природу. Замкнутый круг, из которого просто необходимо выбраться, пока человек не поставил под угрозу и свое собственное существование на этой планете. ...И мир был пуст; Тот многолюдный мир, "могучий мир Был мертвой массой, без травы, деревьев Без жизни, времени, людей, движенья... То хаос смерти был. Озера, реки И море — все затихло. Ничего Не шевелилось в бездне молчаливой. Безлюдные лежали корабли И гнили на недвижной, сонной влаге... Д. Байрон





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Осмысление человеком мира природы (на литературном материале). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Осмысление человеком мира природы (на литературном материале)
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Осмысление человеком мира природы (на литературном материале), Другие сочинения по современной литературе