А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ПРИРОДА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ (По произведениям русской литературы XIX века) - сочинение


С самого рождения человеческой философской мысли люди спорили о взаимоотношениях человека и природы, сталкивались мировоззренческие позиции материалистов и идеалистов, теории Маркса, Канта, Гегеля... Единодушия в этом вопросе у представителей искусства не было никогда, и рассматривать сейчас все эти точки зрения, наверное, бессмысленно, но мне близки такие поэты и писатели, для которых природа - это высшее начало, высшее проявление жизни, высшая гармония, а человек - это лишь частица мироздания, и только в стремлении обрести мудрость природы, приблизиться в своей духовной жизни к идеалу гармонии обретает он нравственную силу, оптимизм, веру. Чем ближе он к природе, тем честнее и чище.

Мысль о том, что природа дает нам не только жизнь физическую, но и жизнь духовную, я нахожу у моих любимых поэтов и писателей. Смысловая нагрузка пейзажа в их произведениях высока: у Толстого это средство психологического анализа, у Лермонтова это способ раскрытия характера героя. У Пушкина же пейзаж выполняет практически все функции, но главная мысль, проходящая через всю лирику поэта, заключается в том, что именно в природе ищет человек духовные силы, вдохновение: 

И каждой осенью я расцветаю вновь...
И забываю мир - ив сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем.
И просыпается поэзия во мне.

Природа для Пушкина - большой источник оптимизма: происходит циклическая смена времен года, и бесконечность этого процесса наводит поэта на мысли о вечности жизни, о полном бесстрашии перед смертью. В стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных...” лирический герой философски смотрит на жизнь. Для него человек - часть природы, он, как беспечный цветок, “отцветет” и уступит место другому:

Младенца ль милого ласкаю, 
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.

С такими мыслями смерть уже не страшна, лишь хочется ему быть похороненным поближе к родному краю, к родной земле, к родным истокам.

Весь Пушкин, какой он предстает перед нами в своих лирических стихотворениях о природе, противопоставлен человеческому эгоцентризму, когда возгордившиеся люди ставят себя в центр вселенной. Его поэзия говорит нам, что человек принадлежит миру и этим счастлив, ведь он будет жив, пока будут живы его потомки:

И пусть у гробового входа .
Младая будет жизнь играть.
И равнодушная природа
Красою вечною сиять. 

В стихотворении “...Вновь я посетил...” философская мысль о связи поколений особенно ощущается. И, обращаясь к соснам: “Здравствуй, племя // Младое, незнакомое!” - поэт обращается к своим потомкам. В природе Пушкин видит тот идеал гармонии, который так трудно отыскать в отношениях людских. И две сосны, стоящие “друг к дружке близко”, и “зеленая семья” молодой поросли, и кусты, похожие на детей, - все дышит здесь светлым и простым семейным счастьем. Еще в стихотворении “Деревня” мы видим красоту простой русской природы. Но там пейзаж вводит социальную тему, и поэтому картина усадьбы в Михайловском обобщена, гармония в природе противопоставлена дисгармонии в человеческом обществе, где царит рабство и покорность, власть и жестокость. Уже зрелым поэтом возвратился Пушкин к родным местам, чтобы по-новому взглянуть на “пустынный уголок”, разглядеть прежде не замеченное, обойденное:

Плывет рыбак и тянет за собой 
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни - там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...

А в прекрасном стихотворении “Зимнее утро” мы видим, как просто и естественно, какими легкими, даже игривыми, словами Пушкин передает нам глубочайшие философские мысли о высоком союзе мыслей человека с природой: как “злится вьюга”, когда красавица грустит, и как потом ослепительна русская зима под ярким солнцем, пробуждающим в душе лирического героя задорные мысли:

Но знаешь: не велеть ли в санки 

 
Кобылку бурую запрячь? Но все же, по-моему, лучшим, что было создано о природе в стихах, явились лирические отступления в романе Пушкина “Евгений Онегин”. Щедро представленные здесь картины всех времен года не могут не тронуть русского сердца. Ну, кому не известны торжественные строки: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь... А вот полные лиризма и нежности слова о весне, самом прекрасном времени года: Гонимы вешними лучами. С окрестных гор уже снега - Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Так можно цитировать до бесконечности, восхищаясь и радуясь, но природа в “Евгении Онегине” не только в этом. Пейзаж, сопутствуя главным героям, раскрывает их мысли и поступки, помогает постичь их характеры. Татьяна была воспитана в деревне, среди лесов и полей, где сама природа формировала уклад жизни, образ мыслей, чувства и верования. С самого раннего детства она “любила на балконе // Предупреждать зари восход”, постепенно обретая внутренний духовный “стержень”, неколебимую веру в жизнь и высшее начало. Чувство неразрывной связи с землей сделало ее сильной, независимой личностью. А Онегин, воспитанный в Петербурге, не понимает природу. Приехав в деревню, он так и не может открыть для себя смысл единения с окружающим миром. Сначала его прельщала новизна впечатлений, но уже на третий день “роща, холм и поле его не занимали боле”. Я думаю, оторванность от природы была одной из причин, лишивших Онегина сил найти свое место в жизни. Может быть, отчасти из-за этого он стал “лишним человеком”. Много размышлял о влиянии природы на человека и М. Ю. Лермонтов. Чуткая его натура, воспринимающая самое легкое движение ветерка и полет падающей росинки, искала в природе ответ на вечную загадку бытия и идеал той внутренней свободы, к которому стремились поэты-романтики, да и не только они... В его ранней лирике пейзаж - это что-то абстрактное, оторванное от земли, недосягаемое. Его волнуют звезды и небо, в них он видит идеал счастья: Только завидую звездам прекрасным, Только, их место хотел бы занять. В стихотворении “Выхожу один я на дорогу” простота и глуби-, на философских мыслей позволила читателю заглянуть в душу поэта, понять его стремления сродниться с этой ночью, пустыней, звездами и обрести бессмертие, залогом которого станет дерево: Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел. В своем произведении “Герой нашего времени” Лермонтов наделяет Печорина редким даром ощущения полной гармонии с природой. В сложные моменты жизни, когда томление духа становится невыносимым, Печорин просто садится на коня и мчится туда, где вид высоких спокойныхгор, крутых оврагов и глубоких ущелий действует на него, как прохладная рука на горячий лоб. Любовь к природе, может быть, была лучшим его душевным качеством. В день дуэли и росинка, “трепещущая на широком листке виноградном и отражавшая миллионы радужных лучей”, и “радостный луч молодого дня” врезались навсегда в его память. Никогда прежде Печорин не любил природу так сильно, ведь сейчас она давала ему мужество и спокойствие, в которых он так нуждался перед лицом смерти: “Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладной ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление...” Так учит нас мудрый Лермонтов искать в природе поддержку и пищу уму и сердцу. Говоря о взаимоотношениях природы и человека, конечно, нельзя не вспомнить Л. Н. Толстого, его “Войну и мир”, где природа - это залог духовного богатства человека. Все положительные его герои находятся в гармонии с окружающим миром. Часто, когда беспокойно на душе, они смотрят на небо. Андрей Болконский, увидев небо Аустерлица, будто очнулся после долгого тяжелого сна. Лежа на поле брани, он вдруг необыкновенно остро ощутил разницу вечности и крошечного мига, называемого жизнью. Больной до этого страшной болезнью “наполеонизма”, готовый пожертвовать ради минутной славы жизнью даже самых близких и дорогих ему людей, после этого общения с природой князь Андрей отказался от поисков “своего Тулона”, почувствовал угрызения совести перед родными, в частности перед своей женой, решил жить только “для себя”, то есть для сына, отца и сестры. А каким ярким примером гармонии природы и души человеческой явился дуб, встретившийся князю Андрею по дороге в рязанские имения! Боль от утраты жены и душевная опустошенность не давали ему в полную силу радоваться весне, пробуждающейся ото сна природе, щебечущим птицам и яркому солнцу. А огромный старый дуб, такой мрачный и неуклюжий среди общего торжества гармонии, как будто вторил печальным мыслям Болконского. Но произошла встреча с Наташей, сумевшей своей юностью и наивной радостью зажечь в душе князя какие-то смутные чувства и желания. И вот, вновь проезжая мимо знакомого дуба, Андрей не узнает могучего старца: “дуб, весь преобразившись, раскинувшись шатром сочной, темной зелени”, стоял, “чуть колыхаясь в лучах вечного солнца”. И это чудо природы вдруг вселило в измученную душу чувство молодости, веселья и счастья. Другой герой Толстого, Пьер, в тяжелые дни плена тоже обращается к природе. На Калужской заставе, вглядываясь в ночное пространство, он ощущает себя частью чего-то неизменного, вечного. И постепенно ему передается чувство внутренней свободы, обладания всеми сокровищами бытия. Вновь обретшему силы Пьеру уже смешно думать о том, как какой-то француз воображает, что пленил его бессмертную душу. Совершенно особенное отношение к природе у Наташи. Через ее восприятие окружающего мира, такое чуткое и непосредственное, мы угадываем в ней натуру мечтательную, душу чистую и возвышенную. И зимний лес, и святки - все для нее необычно, ново, прекрасно. Наташа находит в природе отражение своих чувств, и особенно ярко проявляется это в завораживающей сцене доверительного разговора с ночным небом... Но время, к сожалению, быстротечно, оно шло, а человек все больше узнавал, осваивал природу; возгордившись первыми победами, люди стали пытаться покорить ее или просто “разложить по полочкам”, превратив в “мастерскую, где человек - работник”. В “Отцах и детях” И. С. Тургенев вывел сильную личность Базарова, но лишил его понимания красоты и величия природы, тем самым обеднив эту поистине великую натуру. Придав черты лиричности Николаю Петровичу Кирсанову, Тургенев сам остается непревзойденным лириком в душе. Его мелодичные, похожие на стихи описания природы подтверждают эту мысль: “Все кругом золотисто зелено, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все - деревья, кусты и травы...” Как бы мне хотелось закончить сочинение на лирической ноте, но стоит обратиться к нашим дням, как тут же сердцу становится плохо. Чернобыльская катастрофа, землетрясение в Армении, страшное землетрясение на Сахалине... Кто даст гарантию, что такое не повторится в будущем? Как бы ни ушли мы далеко в техническом прогрессе, нельзя покушаться на природу, иначе человечеству не жить на этой планете! И лишь когда мы поймем, что природа - это наша мать, это то высшее начало, которое создает человека, творит его, когда прислушаемся к мудрым советам классиков и признаем истину пророческих слов Достоевского: “Красота спасет мир!” - только тогда наступит гармония в мире, не будет бесполезных войн и разрушений, не будет страданий и горя людского.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ПРИРОДА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ (По произведениям русской литературы XIX века). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > ПРИРОДА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ (По произведениям русской литературы XIX века)
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему ПРИРОДА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ (По произведениям русской литературы XIX века), Другие сочинения по современной литературе