А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Песни Гриши «Доля народа» и «Русь» - сочинение



Такая же короткая экспрессивная двухстопная строка использована Некрасовым в песнях Гриши «Доля народа» и «Русь». Они имеют типичное для фольклорных песен кольцевое графическое построение (в песне «Русь» с незначительными вариациями). В идейно-тематическом плане эта строфа представляет собой обобщение. Дактило-хореический размер песни «Доля народа», чередование в стихе женских и мужских окончаний, короткая двухстопная строка, риторические восклицания и вопросы создают впечатление ударности и энергичности, вполне соответствующих агитационному характеру стиха.
Аналогичные ритмические приемы поэт применил и при создании песни «Русь», являющейся своего рода идейным итогом не только части «Пир на весь мир», но и всей поэмы в целом. Некоторое ритмическое своеобразие этой песни обусловливает строго выдержанная метрическая система двухстопного дактиля с дактилическими окончаниями стихов.

Первая и последняя строфы интонационно, ритмически и синтаксически выделяются, образуя кольцевое обрамление, Эти строфы закан-чиваютя мужскими окончаниями, придающими стиху ударность, И даны в восклицательной форме.
Экспрессивность и словесная сжатость достигаются, повторением подлежащего, безглагольной формой предложения, заменой обычных эпитетов-определений сказуемыми (притом нагнетающихся) и употреблением приема антитез.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!

Разнообразие ритмов и метров стиха поэмы, удачная смена их, обусловленная богатством содержания, говорят о высокой поэтической культуре Некрасова, о прекрасном знании им принципов стихосложения — как литературных, так и фольклорных.


 
Исследование такого сложного стилевого компонента поэмы, как ритмика, позволяет решительно опровергнуть точку зрения некоторых критиков, утверждавших, что Некрасов якобы игнорировал форму за счет содержания. Такая точка зрения на поэзию Некрасова характерна для некоторых представителей народнической критики (Скабичевский, Елисеев, Венгеров). Ее разделял в ранних своих работах и такой глубокий исследователь и знаток поэзии Некрасова, как Чуковский. Высокое мастерство стиха критик относил за счет поэтической интуиции поэта, а не сочетания (что является единственно верным) тонкого поэтического чутья с теоретической осведомленностью. Анализ ритмики поэмы вполне подтверждает правильность нашего вывода. В четвертой части поэмы, кроме песен явно литературного происхождения, Некрасов создает песни по типу фольклорных, заимствуя из фольклора мотивы, народные приемы и размеры. Таковы песни «Барщинная», «Веселая», «Соленая», «Солдатская», «Голодная» и вставная новелла «Крестьянский грех». Русский народный стих, как правило, стих напевный, его ритмический характер определяется прежде всего строением напева. В этом отношении устно-народный стих можно определить как стих музыкально-тонический. В меньшей степени зависит от напева эпический по своему характеру былинный стих, требующий речитатива. Одна из вставных новелл четвертой части — «Крестьянский грех»,— рассказанная бывалым крестьянином Власом, построена в ритмическом стиле, близком былинному эпосу. Стих имеет три обязательных ударения и-постоянное дактилическое окончание. Устанавливая близость стиха новеллы «Крестьянский грех» к ритмике былин, следует в то же время отметить, что Некрасов и в данном случае свободный нерифмованный народный стих приспосабливает к метрике и ритмике литературного стиха. Во-первых, метрическое строение он делает симметричным: вся новелла строго выдержана в одном анапесто-ямбическом размере. Каждая строка содержит 10 слогов. Для новеллы характерны строфическое построение (чередуются строфы из 6 и 8 стихов) и рифмовка. Рифмы преимущественно глагольные (в былинном стихе окончания стихов также обычно глагольные), причем в концовках стихов наблюдаем использование многосложных слов (поражение, государыня, награждение, ожигается, соблазняется, отпускается, припеваючи, свободушку и пр.), что обусловливается, в известной степени, присущей народной поэзии тенденцией концовок стиха. Для поэмы вообще характерно употребление в- концовках стихов многосложных слов, обусловливающееся тенденцией к дактилизации окончаний. Этой же цели подчинено частое употребление слов с уменьшительными и ласкательными суффиксами, при помощи которых Некрасов (как это свойственно и народной поэзии) дактилизирует окончания. В данном случае имеется в виду песня «Веселая». В названных выше песнях стилизация под фольклорные образцы выражается в сходстве идейно-тематического содержания, в поэтическом языке и ритмико-синтаксическом строе, хотя, с другой стороны, Некрасов укладывает их часто в метрические схемы литературного стиха. В отличие от основного корпуса поэмы, написанной белым нерифмованным стихом, названные песни отличаются рифмовкой, причем литературного происхождения, кроме того, в большинстве случаев дано чередование мужских окончаний с женскими, в отличие от обычного для поэмы чередования дактилических рифм с рифмами мужского окончания.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Песни Гриши «Доля народа» и «Русь». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Песни Гриши «Доля народа» и «Русь»
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Песни Гриши «Доля народа» и «Русь», Другие сочинения по современной литературе