А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проза о Второй мировой войне - сочинение

Проза о Второй мировой войне в это время была далека от масштабного осмысления проблем, лишена философичности, ограничена цензурными рамками. И все же, при всех ограничениях, неполноте знаний о войне, при всем идеологическом давлении на писателей, она отразила подвиг советских солдат и тружеников тыла, подготовив дальнейшее развитие темы в 1950- 1960-е годы.

На фоне общего весьма унылого ландшафта послевоенной прозы заметным явлением стал роман Л.Леонова "Русский лес" (1953). Одним из первых Леонов поднял в этом произведении проблему сохранения природных богатств. Образом профессора Грацианского он продолжил самгинскую тему "быть или казаться", раскрыв сущность человека, всю жизнь казавшегося более значительным, чем он был на самом деле. Обилие сюжетных линий, экскурсы в прошлое героев, значительный временной охват событий в романе давали писателю возможность коснуться многих социальных проблем, важных для современности.

С 1945 по 1955 г. Б.Пастернак работал над романом "Доктор Живаго", ставшим значительным произведением русской литературы второй половины XX в. Долгое время путь к отечественному читателю для "Доктора Живаго" был закрыт, поскольку ни проблематика романа, ни трактовка образов, ни пастернаковская философия истории, ни жанровая форма (лирико-философский роман) не вписывались в рамки идеологических и эстетических требований административно-командной системы.

Пример Пастернака показывает, что художник создает значительное произведение только тогда, когда он не изменяет себе. Особенно ясно это ощущается, если сравнить ранний сборник К.Федина "Пустырь" (1923) с двумя первыми книгами трилогии ("Первые радости", 1945; "Необыкновенное лето", 1948), созданными в те же годы, что и "Доктор Живаго" (третья часть - "Костер" - закончена в 1965 г.). Федин, как и многие другие писатели, обратившиеся к революционному прошлому, чтобы обосновать закономерность событий 1917 г., попытался представить коммунистов как лучших людей эпохи. Попытка оказалась неудачной, художественный уровень знаменитой трилогии явно уступает не только роману Б. Пастернака, но и ранним вещам самого Федина.

Основной темой большинства исторических романов стала освободительная борьба русского народа. Народ выдвигался в качестве главной силы исторического прогресса. Традиции А. Чапыгина, В.Шишкова, Г.Шторма продолжил С.Злобин, создавший роман "Степан Разин" (1951).

В романе Ю.Германа "Россия молодая" (1952), посвященном эпохе Петра I, дана широкая картина строительства русского морского флота, созданы образы рядовых людей, силами которых укреплялась мощь России.

Тема формирования русской государственности была представлена романами А.Югова "Ратоборцы" (1949), В.Язвицкого "Иван III - государь всея Руси" (1946- 1955), Д.Еремина "Кремлевский холм" (1955) и др.

К далекому прошлому обращались в своих романах В.Ян - последняя часть трилогии о нашествии татаро-монголов - "К последнему морю" (1953) и С.Бородин - "Хромой Тимур" (1954).

Два новых романа опубликовала в этот период О. Форш - "Михайловский замок" (1946) и роман о декабристах "Первенцы свободы" (1953). Часть исторической прозы составляли произведения о деятелях русской культуры: "Некрасов" (1943) Е. Катерли, "Ты взойдешь, моя заря" (1953) А.Новикова (о Глинке) и т.п.




 
Не менее популярным был и жанр мемуарно-биографической прозы. К.Паустовский работал над "Повестью о жизни" (1945 - 1968). Ф.Гладков создал цикл "Повесть о детстве" (1949), "Вольница" (1950), "Лихая година" (1954), "Мятежная юность" (1956). Особняком стоит роман М. Пришвина "Кащеева цепь", над которым он работал с 1923 по 1954 г. Сюжет этого автобиографического произведения определен внутренней логикой духовного пути лирического героя. Значительную часть писателей, вошедших в литературу в послевоенное время, волновали проблемы социальные, связанные в первую очередь с восстановлением народного хозяйства, с необходимостью каких-то перемен в общественной жизни. К таким произведениям можно отнести повесть В. Овечкина "С фронтовым приветом" (1945). В ней рассказывалось о преддверии победы, о последних днях войны. Герои Овечкина - его земляки с Полтавщины. После войны, по убеждению автора, страна должна избавиться не только от разрухи, но и от недостатков в методах руководства и хозяйствования на селе. Уже в 1945 г. Овечкин обозначил магистральную тему послевоенной прозы, к которой вернулся в очерках "Районные будни" (1952-1956). Очерки Овечкина были опубликованы в 1952 г. в центральном органе партии - газете "Правда". Позже отмечалось, что публицистика Овечкина помогла устранить серьезные недостатки в руководстве сельским хозяйством. В обиход вошло слово "борзовщина" (по фамилии одного из центральных героев очерков) как символ волюнтаризма, нежелания считаться с людьми и обстоятельствами. Конфликт Борзова с бывшим журналистом Мартыновым, стремящимся устранить последствия "борзовщины", позже был растиражирован в произведениях многих прозаиков 1950- 1960-х годов (Д. Гранин "После свадьбы", 1958, Г. Николаева "Битва в пути", 1957, и др.). Менялись обстоятельства, производственный антураж, но суть столкновения "хорошего" начальника и "плохого" оставалась неизменной. Это говорит не столько о конъюнктурности последователей Овечкина, сколько о значимости поднятой им проблемы. В одном ключе с Овечкиным работали Г. Троепольский ("Записки агронома", 1953), В.Тендряков ("Падение Ивана Чупро-ва", "Не ко двору", "Ухабы", "Тугой узел", 1953-1958). Писатели углубились в экономику, социологию. Они прекрасно знали проблемы, стоявшие перед послевоенным селом, болели душой за будущее деревни. Именно Овечкин, Тендряков и другие писатели конца 1950-х открыли дорогу так называемой деревенской прозе 1960-1970-х годов, без которой невозможно представить себе литературу того времени. Они были услышаны и поддержаны критиками и писателями, прежде всего Ф.Абрамовым, который уже работал над тетралогией "Пряслины", когда в 1954 г. опубликовал статью "Люди колхозной деревни в послевоенной литературе". Дискуссия по поводу этой статьи привлекла внимание читателя к важным проблемам, проложила дорогу новой волне прозы о деревне, призывая уважать крестьянина, беречь русский язык, фольклор, родную природу. Эти и многие другие статьи и художественные произведения начала 1950-х годов создавались в полемике с "теорией бесконфликтности", согласно которой задача литературы заключается в изображении "борьбы хорошего с лучшим". Государственная идеология была направлена на утверждение в сознании народа мысли о том, что жизнь при социализме в СССР достигла расцвета. Рассказывающие о замечательной жизни советских людей книги типа "Кавалера Золотой Звезды" (1948) С. Бабаевского сначала получали Государственные премии СССР, затем подвергались критике с высоких трибун, поскольку идеологическая конъюнктура менялась. Названной книге, а также романам Г.Николаевой "Жатва" (1950), П.Павленко "Счастье" (1947) и им подобным были свойственны отрыв от реальной жизни, пренебрежение объективными фактами. Иллюстративная заданность сюжетных ходов и трафаретность образов, помпезность, панегирическое отношение к Сталину стали настоящим литературным бедствием.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проза о Второй мировой войне. Поищите еще с сайта похожие.

Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Проза о Второй мировой войне, Другие сочинения по современной литературе