А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ЛИРИКЕ XIX ВЕКА (I вариант) - сочинение

Природа... Природа - это то, что окружает человека с первых мгновений его жизни и до самой смерти. Человек неотделим от природы, он сам является частью ее. Красота и неповторимость окружающего мира, его неисчерпаемая прелесть вдохновляли величайших писателей, поэтов, живописцев и композиторов на создание самых прекрасных их произведений. И такие замечательные русские лирики, как В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, С. А. Есенин и многие другие, не стали исключением: тема родной природы - одна из основных в их творчестве.

Образ природы - это образ очень сложный и многоликий: при чтении различных произведений, пусть даже одного автора, перед нами встает то тихий, ясный день, то печальный вечер, то бурная зимняя ночь. И при создании образа природы поэт использует те же художественно-выразительные средства, что и при создании других образов: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и так далее.

Но природа является не только источником вдохновения, а еще и одним из основных выразительных средств, при помощи которых мы можем лучше понять душу писателя или ту мысль, которую он хотел донести до нас.

Картины родной природы, написанные великим русским лириком С. А. Есениным, дают нам возможность почувствовать мироощущение поэта, проникнуть в самые потайные уголки его души. Природа в стихотворениях Есенина не просто фон для человеческих переживаний и не просто предмет изображения: поэт “одушевляет” каждое деревце, каждую травинку: березка-девушка “загляделась в пруд” и хочет “в косы-ветви лунный гребешок”, “черемуха душистая” ветви “что кудри завила” и т, д. И каждое слово, каждая картина дышат такой нежностью, такой любовью, что становится ясно: где бы ни был поэт и что бы он ни делал, Родина и родная природа всегда будут частью его души, и ни время, ни новые впечатления не смогут стереть их образ.

Картины родной природы помогают читателю понять душу другого великого русского поэта - Ф. И. Тютчева. В своих стихотворениях он, подобно Есенину, одушевляет пейзаж, но, наделяя окружающую природу человеческими чертами, он не ставит на одну ступень с человеком, а возносит над ним: природа для него - это тайна, нечто непостижимое и вечное в сравнении с мимолетностью человеческой жизни.

Например, в стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной...” перед читателем встает бурный ночной пейзаж: ветер, о чем-то “сетующий безумно”, “заснувшие бури”, под которыми “хаос шевелится”, и все это окутано атмосферой загадочности и таинственности, созданию которой способствует употребление таких эпитетов, как, например, “странный”, “глухо жалобный”, “непонятный”, “ночной” и т, д.

Но пейзаж далеко не всегда является основной целью изображения художника: очень часто он является лишь фоном, служащим для того, чтобы создать настроение, соответствующее чувствам и мыслям автора. Свет угасающего дня, “последний луч зари”, “умирающий на башнях”, созвучны грустным раздумьям автора о бренности человеческого бытия, об ушедших друзьях, о напрасно потраченной, увядшей молодости:

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем.
О дней моих весна, как скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем... 

Похожую роль - передачу мыслей и чувств лирического героя - играет пейзаж в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Парус”. Буря, царящая на море, сродни буре в душе героя: сияющие солнце и “гладь лазури” не привлекают его, ему нужны высоко вздымающиеся волны и “свищущий ветер, которые отвечали бы его внутреннему состоянию.

Такова же роль пейзажа и в другом стихотворении Лермонтова - “Тучи”. “Вечные странники” тучи наводят поэта на размышления о современном обществе, о “друзей клевете ядовитой”. Сам их вид, холодный, пасмурный и неприветливый, соответствует душевному состоянию поэта.

Но пейзаж может не только создавать настроение, соответствующее мыслям и чувствам автора, но, наоборот, как, например, в стихотворении Пушкина “Деревня”, подчеркивать трагический контраст между миром природы, где все равнодушно и гармонично, и миром людей, где царят угнетение и бесправие, и бурей, которую вызывает такое положение вещей в душе поэта: в “пустынном уголке”, “приюте спокойствия, трудов и вдохновенья”, только одна страшная мысль “омрачает душу” поэта - мысли о царящем всюду беззаконии и “невежества убийственном позоре”, и картины рабства и угнетения, нарисованные автором, выглядят особенно страшно после идиллических картин природы, изображенных поэтом в первой части стихотворения:

Везде передо мной подвижные картины: 
Здесь вижу двух озер лазурные равнины, 
Где парус рыбака белеет иногда, 



 
За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты, Везде следы довольства и труда... Образ природы всегда ассоциировался у человека с чем-то прекрасным, и неудивительно, что картины природы так часто используются авторами в любовной лирике для того, чтобы лучше, полнее выразить свои чувства или при создании образа своей прекрасной возлюбленной. Например, С. А. Есенин в цикле стихов “Персидские мотивы” сравнивает глаза красавицы Шаганэ с изменчивыми морскими волнами: Все равно - глаза твои, как море. Голубым колышутся огнем.... а губы - с лепестками алой розы: Красной розой поцелуи веют. Лепестками тая на губах... А другой великий русский поэт, А. А. Блок, использует элементы пейзажа для придания образу прекрасной Незнакомки таинственности: И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль... Таким образом, пейзаж и картины природы играют очень важную роль в русской лирике XIX-XX веков. Являясь одним из важнейших средств выражения, они дают читателю возможность понять мировоззрение автора, состояние его души, проникнуть в его мысли и чувства. Пейзаж как фон может оттенять переживания героя, создавая соответствующее настроение, или, наоборот, подчеркивая их силу и остроту при помощи контраста. Кроме того, пейзажная лирика - это особый вид поэзии, получивший развитие у Н. А. Кольцова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина и других замечательных поэтов. Без изображения картин природы русская, да и мировая лирика утратила бы значительную часть своего очарования, она не была бы уже той мощной силой, которая на протяжении многих веков воздействует на человеческие души, облагораживая их и делая их прекраснее.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ЛИРИКЕ XIX ВЕКА (I вариант). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ЛИРИКЕ XIX ВЕКА (I вариант)
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ЛИРИКЕ XIX ВЕКА (I вариант), Другие сочинения по современной литературе