А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Рецензия на сатирическую сказку Л Филатова «Про Федота стрельца удалого молодца» - сочинение

Говорят, что когда в 1988 г. в типографии журнала «Юность» печатался номер с сатирической сказкой Леонида .Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», невозможно было достать его последнюю корректуру: все экземпляры расхватали наборщики. Многие ли авторы могут похвастать таким , успехом? Думаю, нет. В чем же творческая самобытность Л. Филатова? В том, что он сделал стихотворное переложение народной сказки? Не только. Главное, по-моему, в том, что он вдохнул в сказку современную жизнь. О том, насколько и как это ему удалось, я и хочу порассуждать.

Главный герой, Федот-стрелец, — достойный потомок ершовского Ивана-дурака. Сюжет своего произведения Филатов взял из народной сказки «Поди туда — не знаю куда, принеси то— не знаю что». Отсюда же взяты имена главных персонажей, схема их поведения, основные события. Казалось бы, ничего нового, ничего интересного. Откуда же такая популярность и поистине всенародное признание?

На мой взгляд, это обеспечено прежде всего едким и остроумным изображением отрицательных персонажей, точными характеристиками царя, генерала, Бабы Яги. Все эти привычные с детства сказочные герои из-под пера Л. Филатова вышли совсем не традиционными, а наоборот. Знали ли мы такого царя, который любую бессмыслицу сопровождает болтовней о пользе государства и ссылками на высокую политику? Знали ли генерала без армии, тоскующего по штурмам и атакам, что не мешает ему быть придворным подхалимом и профессиональным доносчиком? Встречали ли Бабу Ягу, объявившую себя светилом народной медицины? А царевну, рассуждающую о свободной любви и женской эмансипации? Все эти персонажи впервые созданы Филатовым. Но, думается, что дело не только в этом. Гораздо важнее, по-моему, то, что ни в одной народной сказке не говорят столько о политике, как в этой. Даже Федот-стрелец, вроде бы к ней непричастный, «соображает»: Получается, на мне Вся политика в стране: Не добуду куропатку— Беспременно быть войне.

Да, герой Филатова похож на героя Ершова: такой же ироничный и простодушный, до наивности честный и упрямый. Так же искренне радуется, забавно хвастается, легко падает духом, но быстро утешается. Очень похож, но при этом совсем другой человек. Похож лишь до того момента, пока зловредный старикашка в короне не покушается на его личную жизнь. Тут-то оскорбленный Федот соколом взвивается:
Хватит делать дураков Из расейских мужиков! Мне терять теперя неча, Кроме собственных оков!

Интонация как будто знакомая, но не совсем. Перед нами иной характер. И хотя время действия в сказке условное, но авторская позиция вполне конкретна. Да и Федот от слов переходит к делу: 



 
с помощью народа свергает царя. Причем свергает как-то уж очень легко. «Фрол взял кол, Устин взял дрын, Игнат взял ухват». И все вместе вышли на площадь. Ни генерал, ни стража не могут оказать им никакого сопротивления. Не правда ли, тут даже сказочная парадоксальная логика не избавляет читателя от вопроса: зло бессильно, так почему же его так долго терпели? Автор как бы предлагает нам спросить свою совесть: почему мы столько лет не замечали творящихся под носом безобразий? Застоя в экономике, казнокрадства, взяточничества, поголовного пьянства? Как было бы здорово, если бы каждый из нас, прочитав эту смешную сказку, всерьез задумался: а нет ли в моем поведении того, что позволяет процветать таким вот царям и генералам? Было бы здорово... Для понимания основной идеи сказки Л. Филатова, по моему мнению, особенно интересен образ загадочного невидимки, которого Федот должен доставить царю. Портрет невидимки у автора достаточно красноречив. Не имея наружности, этот персонаж имеет характер. Он бессмертен, он все умеет, но при этом страдает комплексом неполноценности: Так устал за тыщу лет, . Что не в радость белый свет! Думал было удавиться, — Дак опять же шеи нет! Встреча с Федотом дает этому раку-отшельнику почувствовать себя хоть кому-то нужным. Завалив голодного стрельца яствами, То-Чаво-Не-может-быть готов даже, под стать знаменитому Левше, подковать вошь. Я думаю, что история нового знакомца Федота — тонкая притча о таланте, чье назначение — служить добру. Прозябая, он обречен. Для Л. Филатова эта притча — главный художественный противовес изображению комических уродств царева двора. Многое можно понять из описания состояния общественных нравов в комедийной сказке поэта. Даже скверная брань становится изобразительным средством: Энто как же, вашу мать, Извиняюсь, понимать? Мы ж не Хранция какая, Чтобы смуту подымать! Так говорит царь бунтующему народу. И всегдашняя грубость «сморчка» умерена страхом, разбавлена даже своеобразной национальной лестью. А как много можно подчеркнуть из описания картины всеобщего пира, которым завершается большинство сказок: «Был и я на том пиру, ел зернистую икру. Пров ел плов, Филат ел салат. Устин ел галантин». Кажется, что особенного? То-Чаво-Не-может-быть постарался вовсю. Но вот что мне любопытно: редко-редко мелькнет среди этой гастрономической снеди русское название. Какой контраст: старозаветные имена гостей и какой-то «галантин»! Почему-то Федот просит невидимку «угостить честной народ от заморских-то щедрот», почему-то не желает продемонстрировать достижений своей национальной кухни. Ответ напрашивается сам собой. Невеселый ответ, особенно когда среди привозной роскоши появляется продукт отечественного производства: Ну а коль попросит кто Бражки граммов эдак сто... Как-то особенно грустно становится, когда видишь это непропорциональное соотношение еды и питья, «отвечающее» нашим исконным представлениям о праздниках... Да, юмор Л. Филатова— смех сквозь слезы. Спор между рассудком и мечтой стар, как мир. И так же, как мир,вечен. «Ступай туда-то и веди себя так-то, добудь то-то», — наставляет рассудок. Мечта предлагает иное: «Поди туда — не знаю куда». Слишком неопределенно? А вот Маяковский соглашался: «Поэзия — вся! — езда в незнаемое». Конечно, суровая статистика и пылкая фантазия не всегда спорят. Порой дружески объединяются, чтобы создать общими усилиями произведение, подобное великолепной филатовской сказке «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Ведь это точно бьющая в душу правда. Бьющая и остающаяся в ней навсегда.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Рецензия на сатирическую сказку Л Филатова «Про Федота стрельца удалого молодца». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Рецензия на сатирическую сказку Л Филатова «Про Федота стрельца удалого молодца»
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Рецензия на сатирическую сказку Л Филатова «Про Федота стрельца удалого молодца», Другие сочинения по современной литературе